Чемпионат мира-2004 (классы "С")

Обновлено: 11.07.2018 06:41
Автор: Дмитрий Калмыков
Просмотров: 2388

Итак, свершилось! 11 июля 2004 г. закончился XII Чемпионат мира по стендовым моделям, проходивший в маленьком французском городке Шатола (Chateaulin). Настало время поделиться впечатлениями от увиденного, подвести первые итоги и осмыслить результаты. А посему предлагаю Вам взглянуть на события чемпионата глазами его участника, то есть моими.



Выставочный центр, где проходил ЧМ-2004




На церемонии открытия чемпионата


Судейский корпус


На чемпионате состоялись перевыборы лидера
секции "C".
На фото: новый лидер Дитер
Матысик;  представитель РБ Дмитрий
Калмыков; экс-лидер Роже Фрагниери


Прежде всего постараюсь передать общую атмосферу чемпионата. Представьте себе осколочек старого Парижа с его домами из выбеленного временем известняка и темно-серыми крышами мансард, каким-то чудом перенесенный за сотни миль от столицы Франции, к самому побережью Атлантики. Этот "осколочек" и есть бретонская Шатола, уютно расположившаяся на излучине реки в окружении живописных холмов. Обычно в прибрежных городах наподобие Шатолы, находящейся в 15 километрах от океана, в это время кипит жизнь - в разгаре курортный сезон. Но городок показался нам на удивление тихим и безлюдным. Так же пусто было и на взморье. Мы сразу поняли в чем дело, попытавшись зайти в воду, - она оказалась просто студеной.


Мы гуляем по Шатоле


В гавани Бреста - сплошная стена из тысяч
прогулочных яхт

К нашему отъезду океан все-таки ожил. Да еще как! Увидеть такое не гадал никто из нас. Около двух тысяч парусных судов со всего мира собралось у древнего Бреста на очередной парад-смотр. Степенно проплывали мимо зрителей парусники-новоделы - точные копии старинных кораблей, оставивших свой след в истории. Вот величественный "Индевор" Джеймса Кука, а совсем неподалеку - российский фрегат "Штандарт" эпохи Петра Великого. Множество мелких шхун, прогулочных яхт, баркентин, бригантин. Вот ведь как удивительно - всего несколько часов назад мы видели уменьшенные копии этих парусников на выставочных столах, а теперь сами они, живые, настоящие, рассекают океанские просторы. Мимо проскользнул гоночный катамаран, за ним другой…



В выставочном зале

Но пора возвращаться собственно к чемпионату. Состязания были весьма представительны, а конкуренция, особенно в основных классах, как никогда острой. Между собой состязались 209 моделей-участников из 15 стран мира - Китая, Германии, Франции, Италии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехии, России, Украины, Беларуси и других государств.

Класс C-1 (модели парусных судов) оказался особенно многочисленным, собрав ни много ни мало 50 моделей - почти четверть от общего количества конкурсных работ. Отличительная черта нынешнего чемпионата - исключительно высокий уровень исполнения всех работ, представленных в классе. Неудивительно, что за "золото" и первые строчки в турнирной таблице С-1 состязались работы, обладавшие не только отличным качеством, но и сверхтрудоемкостью. Остальным моделям, не уступавшим им по исполнению, но имевшим более простой прототип и меньшие габариты, пришлось потесниться, уступив место явным лидерам. Многим золотым призерам прошлых чемпионатов на этот раз пришлось удовольствоваться "серебром" и "бронзой".


"Цесаревич". Автор - С. Постыкин

В числе явных фаворитов в классе С-1 оказались новые модели. Прежде всего это великолепный "Цесаревич" украинского мастера С. Постыкина и 74-пушечный корабль J. Fichant (Франция). Прототип, по которому создавалась модель Постыкина, представляется мне особенно интересным с точки зрения корабельной архитектуры. Это один из последних парусных линейных кораблей, имевший, наряду с парусным вооружением, вспомогательную паровую машину и винтовой движитель. Надолго приковывает к себе внимание и упомянутая выше французская модель. Автор работал над ее созданием 15 долгих лет, и его труды не пропали даром. Невозможно не оценить прекрасную имитацию чугунных и стальных деталей, точное воспроизведение мельчайших подробностей конструкции и парусной оснастки.


Французский 74-пушечный корабль

Но если класс C-1 быстро и мощно развивается, то в С-2 (суда с механическим движителем) наблюдается явный упадок. Здесь было представлено только 25 моделей - маловато для соревнований подобного ранга. Однако среди них оказалось несколько весьма заметных работ - "Вихрь" и "Дибрар" А. Разумовского (Узбекистан), "Марс" В. Стефановича (Россия). Появилось и несколько новых моделей, взявших золотые награды. Это "Aigle" в исполнении T. Ponedelnik (Франция) и "Prinses Margriet" (автор M. Van Gelderen из Нидерландов).

Многоплановый по своей структуре класс C-3 (диорамы, разрезы, детали) в этом году просто поразил разнообразием экспозиции. В C3-A особенно запомнилась удачная идея и отличная реализация диорамы "Galeone di Manila" итальянского мастера Galanti Occulti Carlo - старинный галеон в окружении трех джонок. Очень насыщенная и эстетичная композиция… просто великолепная! В С3-B (модели из натурального дерева) первый результат получила моя модель шведского буера, представленная на сайте. В категории С3-D заслуженное "золото" досталось итальянским мастерам G. Tombolesi с моделью "Royal Caroline", L. Pastorino (фрегат "Le Fleuron") и I. Beraldo с моделью сияющего украшениями "Буцентавра". Итальянские работы - габаритные корпуса без рангоута и такелажа - выполнены в академическом, так называемом адмиралтейском стиле, для которого характерны отсутствие обшивки корпуса, тщательная проработка мельчайших деталей конструкции, использование натуральных тонов дерева вместо обычной окраски.


Диорама "Galeone di Manila"


"Royal Caroline" польского мастера K. Ratajczak

Нельзя не отметить прекрасную резьбу украинского мастера В. Козака, работа которого также завоевала золотую медаль в С3-D и одно из призовых мест.


Фрагмент резьбы, выполненной В. Козаком

В миниатюрах C-4 и С-5 (модели судов в бутылках) как всегда не знали себе равных работы из Китая, забравшие почти все "золото" этих классов. Поистине, нет предела совершенству! Миниатюрные модели парусников в бутылках, выполненные китайскими мастерами, имели фантастически мелкий масштаб - 1:800 и даже 1:950, что отнюдь не шло в ущерб качеству исполнения.


Китайская миниатюра "New Nippon Maru"

Очень коротко пробегусь по работам из пластика и картона (классы С-6 и С-7 соответственно). Единственное "золото" в С6-A получил мой линкор "Миссури". Судейское жюри в С6-B (пластик с дополнениями), в отличие от других классов, не выказало особого уважения к многочисленным парусным кораблям, предпочтя им современные. В числе "золотых" оказалась только одна модель парусника - корабль "Великолепный" в моем исполнении (представлен на сайте). А лучшей среди работ в этом подклассе был безоговорочно признан "Бисмарк", сделанный китайским мастером G. Zeng. В классе картонных моделей C-7 традиционно сильны были польские моделисты (три золотые медали, высшие баллы). Заслуженное "золото" досталось и белорусскому мастеру О. Хотько с современным фрегатом "Генерал К. Пуласки".


Парусник из картона "Клеопатра"
Автор - польский мастер A. Slabon

Достопримечательностью нынешнего чемпионата стала развернутая вне конкурса экспозиция работ французской Ассоциации музейных моделистов. Отличительной чертой этих работ, выполненных в классическом адмиралтейском стиле, является очень крупный масштаб при скрупулезной проработке деталей (длина корпуса судна доходила до 140 см). Самой зрелищной среди них была модель "Суверен оф зе сиз" с искусно выполненной резьбой. Однако любая из этих работ могла бы составить достойную конкуренцию лучшим моделям в классе С-3.


Работы французских музейных моделистов


А теперь об основных итогах XII Чемпионата по стендовому судомоделизму.
В неофициальном командном зачете по количеству золотых наград с большим отрывом лидировали китайцы (17 медалей). 2-е и 3-е места разделили между собой Франция и Украина, завоевав по 8 золотых медалей каждая. По 4 "золота" получили команды Беларуси и Польши, разделив между собой 4-е - 5-е места. На 6-ом месте команда Италии с тремя золотыми медалями. Чехии и Узбекистану досталось по две золотые награды (7-е - 8-е места). От России была представлена лишь одна модель, которая получила "золото".


Награждение в классах C-6

Залогом уверенной победы китайской команды стали завидное национальное упорство, старинные судомодельные традиции, серьезная поддержка этого вида спорта со стороны государства и очень жесткий отбор конкурсных работ на уровне федерации Китая.

© Дмитрий Калмыков