Как появились яхты

Автор: Дмитрий Калмыков
Просмотров: 3316

По материалам энциклопедии "Корабли" (Д.И.Калмыков. Корабли. - М.:Изд. АСТ, 1999. - 476 c.)


У истоков яхтостроения

Зачастую корабль – плод трудного и великого искусства судостроения – был неизбежным атрибутом власти. Большинство таких кораблей вряд ли можно было считать увеселительными судами: на них плавали совсем не для того, чтобы наслаждаться морскими просторами. Вообще трудно поверить в то, что развитие судостроения в основном стимулировали имперские амбиции, жестокая необходимость противостоять им и простая коммерческая выгода.

Так когда же, где и почему появились первые яхты? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним историческое прошлое морских стран Европы с развитой экономикой и высоким уровнем культуры. Именно такие условия сформировались в конце века в бассейне рек Шельда и Рейн, на территории, принадлежащей сейчас Голландии и Бельгии. Населявшие эту приморскую низменность народы с незапамятных времен отвоевывали сушу у моря, сооружая плотины и дамбы. Со временем дельты рек и постоянно растущая сеть каналов превратились в густую и удобную систему водных путей. После освобождения от испанского владычества на месте бывшей колонии возникла Республика Соединенных Провинций Нидерландов, которая с XVII века получила название Голландии. За короткое время после завоевания независимости Нидерланды превратились в мощную морскую страну, флот которой совершал более двух третей морских торговых перевозок Европы. Работая только на привозном лесе, голландцы каждый год спускали на воду до тысячи судов. Кроме отменных мореходных качеств, их суда славились простотой конструкции и удобством в эксплуатации.

Именно голландцы, а не англичане – как это считалось ранее, первыми стали плавать под парусами ради собственного удовольствия и спортивного интереса. Голландские яхты вели свою родословную от малых мелкосидящих торговых судов, но использовались они совершенно иным образом - как прогулочные и представительские. Посещавшие Голландию иностранцы обращали внимание на небольшие изящные одномачтовые суда с уютными и комфортабельными каютами для отдыха и морских прогулок, которым в немалой степени способствовали водные пути, подходившие буквально к порогу каждого дома. Парусное плавание в целях развлечения возникло из любви к морю и, несомненно, из стремления не ударить в грязь лицом перед другими.

Затянувшиеся стычки принца Вильгельма Оранского с Испанией поставили "под ружье" весь голландский флот. Яхты этого времени нередко вооружались легкими пушками и доказывали свою ценность в бою. Одной из первых военных яхт конца XVI в. стала яхта принца Моритца “Нептун”, постройка которой сильно повлияла на развитие государственных и частных судов этого типа. Из-за малой осадки и плоского днища яхты снабжались боковыми швертами и имели длинную невысокую надстройку – павильон, использовавшийся в качестве официального помещения.

Голландский яхтинг оказал значительное влияние на судостроение других стран. Голландские купцы, поселения которых росли как грибы по всему миру, привносили в быт дальних краев свои обычаи и черты образа жизни. Доказательством тому может служить найденная историками запись о постройке в 1614 году в Новом Амстердаме (Нью-Йорке) яхты “Онруст” по голландскому образцу. Вскоре яхты появились и в других странах – соседних с Нидерландами Англии, Дании, Пруссии и даже далекой России.

Картина "Флот Великого курфюрста". Фершеер, 1684 г.
В центре флотилии изображена "Золотая яхта"

Быстрому росту популярности яхтинга в немалой степени способствовало пристратие к нему высочайших особ. В 1660 году Ост-Индская компания преподносит английскому монарху Карлу II поистине королевский подарок: великолепно отделанную яхту “Мери” и яхту несколько меньшего размера – “Бизань”. Строили себе яхты и монархи других европейских стран. К примеру, бранденбургский курфюрст Фридрих I имел богато украшенную резьбой и скульптурами “Золотую яхту”, которая вооружалась восемью трехфунтовыми пушками и была сделана по образцу морской яхты Вильгельма III Оранского.

В Англии идеи яхтинга упали на особенно благодатную почву. Предназначенные первоначально для развлечений и поездок королевских особ, английские яхты вскоре проложили путь в торговое судоходство и военный флот, где применялись в качестве быстроходных разведывательных судов.

Французская революция и наполеоновские войны создали особенно благоприятные условия для роста численности небольших быстроходных парусников. Бегство в Англию французских аристократов, попытка Наполеона вторгнуться на Британские острова, происки англичан в Испании и Португалии, а затем и континентальная блокада создали условия, в которых прибрежные жители по обе стороны Ла-Манша жили исключительно нелегальным морским промыслом, достигшим невиданных масштабов. Опасное занятие требовало от судов такой быстроходности и маневренности, что подобные парусники могли построить только искусные мастера. Впоследствии эти суда стали образцами для гоночных яхт.

По мере развития судостроения происходила дальнейшая специализация верфей. Особым признаком мастерства в строительстве яхт считалась почти ювелирная тщательность отделки, что было не под силу обычным корабельным плотникам.

В разбогатевшей после наполеоновских войн Англии к 1850 г. число яхт увеличилось с 50 до 500. После тягот военных лет популярность яхтинга выросла не только на Британских островах. Во Франции, Голландии, Скандинавских странах появилось много новых любителей парусных прогулок и путешествий.


Королевские яхты

На первых порах яхтинг был привилегией лишь царственных особ. Весьма широкое развитие он получает в Англии с легкой руки местного монарха. Коронованный в 1651 году Карл II Стюарт, потерпев поражение от Кромвеля, вынужден был искать убежище на континенте, где он провел 9 долгих лет. За этот период он многому научился, а во время пребывания в Голландии успел познать не только тонкости кораблестроения и искусство морских сражений, но и обаяние яхтинга. По возвращении Карла II на престол в 1660 году Ост-Индская компания, учитывая новое увлечение монарха, преподнесла ему поистине царский подарок: великолепно отделанную яхту “Мери” и яхту несколько меньшего размера – “Бизань”.

“Мери” была выстроена очень добротно. (Именно ее взял сэр А.Дин за образец, когда в 1674 году Карл II поручает ему построить две яхты для короля Франции Людовика XIV.) Английский король, однако, решил не ограничиваться яхтами-первенцами, и буквально через несколько месяцев после спуска на воду “Бизани” и “Мери” в Дептфорде была заложена новая прогулочная яхта. А 21 мая 1661 года сам Карл II лично присутствовал на испытаниях этого судна, названного позже “Екатериной” – в честь королевы Англии.

Первые гонки между парусными судами, о которых сохранились воспоминания современников, проходили в Англии на яхтах собственной постройки. Гонки с участием яхты Карла II “Екатерина” и яхты “Анна”, принадлежавшей его брату – герцогу Йоркскому, состоялись 1 октября 1661 года на Темзе. По свидетельству очевидцев, среди которых было немало лордов и придворных, маршрут гонок проходил от Гринвича до Грейвсенда, а на пари была поставлена сотня золотых гиней. Король сперва проиграл герцогу, пройдя против ветра первую часть маршрута, но взял реванш на обратном пути. Временами Карл II лично управлял своей яхтой.

Английская королевская яхта, XVII в.

Яхты высокопоставленных особ служили не только для отдыха и развлечений, но и выполняли более ответственные функции – они являлись представительскими судами. Обладание роскошной яхтой было признаком могущества и богатства. Так, английский король имел личную флотилию аж из 18 яхт! Зачастую яхты проводили маневры или совместные учения в составе эскадр, подражая военным кораблям флота. Это позволяло британскому Адмиралтейству накапливать ценный опыт маневрирования малыми судами, что играло немаловажную роль в усовершенствовании военных кораблей.

В историю вошли не только королевские яхты английской постройки. Вспомним, хотя бы, уже известную Вам "Золотую яхту" бранденбургского курфюрста Фридриха I. Позже, сумев благодаря политическим интригам получить в Кенигсберге корону короля Пруссии, Фридрих решает отметить свой новый титул приобретением еще более помпезной яхты. За баснословную по тем временам сумму в 100000 талеров он заказывает в Голландии яхту, “скромно” названную им “Корона”. Его сын – Фридрих Вильгельм I пошел еще дальше, сделав “Корону” средством политического подкупа. Король не жалел денег только на армию. Расходы же на содержание роскошного прогулочного судна были невыносимы для скупого Гогенцоллерна, и он дарит яхту Петру I, рассчитывая этим завоевать расположение русского царя.

Заметим, что Петру I везло на такого рода подарки – еще в 1698 году, во время пребывания в Лондоне, он получил от Вильгельма III Оранского в знак дружбы 20-пушечную яхту “Ройял Транспорт”, построенную по чертежам адмирала лорда Кармартена. Это судно выделялось не только прекрасным силуэтом и поистине королевскими отделкой и убранством, но и отличными мореходными качествами. В том же году яхта пришла в Архангельск. Первоначально Петр I хотел включить ее в состав Азовского флота, но из-за мелководья не удалось перевести яхту по рекам в Азовское море. В 1715 году русский царь приказал передать судно в состав Балтийского флота. К сожалению, при переходе морем “Ройял Транспорт” попала в шторм и разбилась у берегов Норвегии.


Рангоут и парусное вооружение старинных яхт

Рангоут яхт мог быть различным. Кроме одномачтовых появляются "полуторамачтовые" суда этого класса, имевшие, помимо грота, вторую укороченную мачту - бизань. По типу такелажа полуторамачтовые яхты делили на гукер-яхты, яхты-галиоты и яхты-галеасы.

Гукер-яхта, весьма распространенный в странах Скандинавии тип быстроходного торгового судна, имела длинный бушприт, грот-мачту с двумя стеньгами, соединенными друг с другом салингами и эзельгофтами, и три прямых паруса. Позади грота находился грота-трисель. Бизань-мачта тоже несла стеньгу и косой парус с гафелем и гиком.

Гукер-яхта

Яхты-галиоты, появившиеся под влиянием голландцев, во второй половине XVIII века стали широко использоваться не только у северных берегов европейского континента, но и на Балтике. Грот-мачта судов этого типа в верхней части была наклонена вперед на голландский манер и несла только два верхних прямых паруса - марсель и маленький брамсель, зато на гафеле - грота-трисель значительной величины. Маленькая бизань-мачта несла небольшой бизань-трисель с гиком и гафелем. Внешний летучий кливер ставился на прикрепленном к бушприту утлегаре.

Яхта-галеас

К середине XVIII века на Балтийском море появляется полнообводный тип яхты, вскоре заслуживший славу хорошего фрахтера, - галеас. Рангоут и такелаж его имели много общего с галиотом. Галеас отличался более коротким бушпритом. Оба его кливера были летучими и крепились на грот-мачте, которая не имела брамселя и была лишь слегка изогнута. Оснащение бизани было подобно уже рассмотренным типам яхт.

Одномачтовая яхта

Одномачтовые яхты имели очень длинную мачту с маленькой врезанной стеньгой или вовсе без нее. Укороченная стеньга, иногда изогнутая вперед, несла только флюгер и флаг с наименованием судна. Кроме косого гафельного паруса, мачта оснащалась и прямым марселем. На бушприте, часто удлиненном, ставили 1-2 летучих кливера.

Голландская яхта

Одномачтовые яхты Голландии отличались парусным вооружением и интересными особенностями конструкции. Из-за малой осадки и плоского днища голландские яхты снабжались боковыми швертами и имели длинную невысокую надстройку – павильон, использовавшийся в качестве официального помещения.

© 2002 Дмитрий Калмыков