Корабли и дворцы: что общего?

Автор: Ирина Калмыкова
Просмотров: 2857

Современный интерьер демократичен.  В нем находит свое место множество художественных стилей - от блистательного барокко до торжественной классики и лаконичного минимализма. Иногда стили переплетаются между собой самым причудливым образом, создавая новое художественное целое. И здесь особенно важно не переступить грань, сохранить гармонию отдельных элементов дизайна и предметов интерьера. Но как определить стилевую окраску такой яркой интерьерной детали, как модель парусника? Не так сложно, как кажется на первый взгляд. Достаточно вспомнить, что модель - это копия конкретного корабля, а он, в свою очередь, - носитель эстетических веяний своей эпохи..

Глядя на модели старинных парусников петровского времени застываешь в неподдельном изумлении. Экспрессия и грациозность форм... Динамика и могучая энергия витиеватой череды фигур... Многоплановость сложной композиции... Безукоризненная передача перспективы... Восхищаться можно бесконечно! Богатая игра светотени, позолота и яркая окраска, придающая дереву гладкую глянцевую поверхность, многократно усиливают впечатление от искусной резьбы, выполненной в стиле барокко.

Интересно, что в корабельной скульптуре формы зрелого барокко утвердились на два-три десятилетия раньше, чем в убранстве петербургских дворцов, уступавших флоту в роскоши отделки. Ведь именно в великолепии золоченого декора кораблей европейские правители видели главное проявление мощи и богатства своих держав. Так что же первично - искусный корабельный декор или блистательный дворцовый интерьер?! Право, есть над чем поразмыслить дизайнерам и искусствоведам.

В эпоху барокко резные рельефы и скульптуры украшали все главные части корабля - корму, боковые галереи, верхний пояс бортов, крамболы, гальюн и носовую оконечность. Излишество? Вовсе нет! "Красота и целесообразность", - так звучал девиз тогдашних корабелов. Оказывается, именно резной декор превращал парусник в совершенное существо с идеальными пропорциями, которыми мы восхищаемся и сегодня. Резные украшения успешно маскировали громоздкие элементы и архитектурные дефекты корабля. И, вместе с тем, они не нарушали логики конструкции, не были чем-то лишним и чуждым, создающим мнимые объемы, а, напротив, укрепляли остов судна и придавали стройность силуэтным линиям.  

Секрет этого изящества прост. Корабельные мастера никогда не были вольными художниками, творящими исключительно по вдохновению. Весь декор - важная часть инженерного проекта - сотни и сотни раз продумывался, прочерчивался на бумаге, изменялся и снова прочерчивался с тем, чтобы в итоге безупречно слиться с архитектурой и конструкцией судна. Как следствие, в корабельной скульптуре существовали незыблемые каноны декорирования частей корабля. Так, у мелких судов и галер корма имела вполне определенную схему декора. В центре ее размещался герб, поддерживаемый двумя фигурами; чуть ниже шло название судна. Скромное разнообразие достигалось тем, что герб поддерживали либо фигуры воинов, либо святых, либо путти (пухленьких малышей).

Казалось бы, время застыло. Но нет! Бурное развитие дворцовой архитектуры позднего барокко отмело многие догмы, привнесло новые элементы в убранство кораблей. В интерьерах дворцов того времени господствовал Его Величество Орнамент, великолепие которого достигалось яркой окраской и дорогими отделочными материалами. Отдавая дань моде, корму судна тоже начали покрывать рокайльными завитками (имитация ракушек), растительным узором или трельяжной сеткой. Но в пышный барочный орнамент по-прежнему вкраплялись человеческие фигуры, путти, дельфины. Ведь они были носителями идей и благородных мыслей их создателей, великих надежд флотоводцев.

Стиль барокко - царство изящных, "круглящихся" линий - просуществовал в корабельном декоре вплоть до последнего десятилетия XVIII в. В дворцовых интерьерах утверждался лаконичный классицизм, а Екатерина II и ее сподвижники упорно продолжали спускать на воду плавучие памятники искусства. Отчего? Ответ на этот вопрос точно не знает никто. Вероятно, императрица испытывала ностальгию по победоносному петровскому флоту. А, может быть, просто была поклонницей талантливых скульптурных работ. Ясно одно: ни один другой художественный стиль - ни до, ни после барокко - не был так близок романтической душе парусного корабля.

© 2002 Ирина Калмыкова