Торжество классики

Обновлено: 30.06.2018 19:24
Просмотров: 1201

При подготовке материала использованы отрывки из книги Матвеевой Т. М. "Убранство русских кораблей" (Ленинград, Судостроение,1979 г.)

Модель брига "Меркурий". ©Автор - Дмитрий Калмыков

Мода преходяща, классика вечна... Это не просто слова. Классический стиль в декоративно-прикладном искусстве будет востребован всегда. Иногда о нем забывают - на время, чтобы вскоре снова извлечь на свет божий, очистить от пепла, заставить блеснуть неожиданными гранями. И, привнеся элементы своей эпохи, взять его с собой в завтрашний день...

Русский классицизм начала XIX в., простой и величественный одновременно, стал отражением громадного патриотического подъема, царившего в обществе после крушения армий Наполеона Бонапарта. Он нашел блестящее воплощение в торжественных ансамблях Петербурга, в монументальных общественных зданиях русских городов, в строгой красоте усадебных дворцов. Стремясь к передаче патриотических настроений, художники воплощали свои идеалы в возвышенных и ясных образах античности.

Те же идеи простоты и монументальности получили свое развитие и в корабельной пластике. Смена художественного стиля коснулась буквально всех граней корабельного декора - изменились орнамент, тематика, композиционное решение, моделировка форм. На корме и боковых галереях появились элементы античной символики: венки, пальметки, ликторские связки, копья и знамена. На смену "ракушечному" орнаменту эпохи барокко пришел пучок акантовых листьев, характерный для классицизма.

Корма брига "Меркурий"

Классический ордер с четкими линиями портиков, колоннад и треугольных фронтонов дворцов изменил отношение декораторов к плоской поверхности. Стиль барокко начисто отрицал плоскость. Классицизм же, напротив, создавал ее. Резьба на кораблях уже не занимала всю поверхность кормы, не лишала ее гладкости. Декор лишь подчеркивал пропорции и объемы, делал акцент на важных элементах конструкции судна. Закрытый кормовой балкон создавал эффект простоты формы и завершенности внутреннего пространства. Ровные плоскости, контрастные резной фактуре декора, только усиливали его восприятие.

Смысловой центр скульптурных композиций переместился с кормы на носовую оконечность судна. Вверху кормы изображали обязательный российский герб - двуглавый орел. Нос чаще всего украшало погрудное или поясное изображение женской или мужской фигуры, связанной с названием корабля. Церера, Венус, Урания, Диана, Меркурий, Гектор, Мельпомена - это не только носовые фигуры, но и названия судов той поры.

Носовая оконечность брига "Меркурий"

Расцвет классического стиля в судостроении пришелся на 1825-1835 гг. Построенные в это время корабли имели подчеркнуто строгий облик. Черно-белая окраска бортов, утвердившаяся на море с конца XVIII в., своей графической ясностью гармонировала с изысканной простотой резного декора.

В эпоху позднего классицизма получает распространение новый эффектный элемент декора - металлические решетки кормовых балконов. Их несложный геометрический рисунок состоял из ромбической сетки, перекрещивающихся кругов и овалов. Окна для придания "воздушности" плоской корме делали большими, но, чтобы не лопнуло стекло во время качки, применяли мелкую и очень нарядную "голландскую" расстекловку. Этот способ остекления оказался живучим и по сей день используется в дизайне элитной мебели и дорогих особняков.

Корабль "Америго Веспуччи"
с классическим декором

Относительная лаконичность и строгость классического декора отнюдь не упрощали работу скульптора. На смену витиеватости барокко пришли четкость и простота линий, требовавшие твердой руки настоящего мастера. Поэтому скульптурное убранство кораблей эпохи классицизма выполнялось с ювелирной тщательностью и на самом высоком художественном уровне. В "резные мастера" стали брать наиболее талантливых выпускников и преподавателей Академии художеств. Обучение молодых скульпторов и живописцев для Адмиралтейства поручили академику-искусствоведу П. Брылло, отцу известного русского художника К. Брюллова. Под неусыпным надзором Брылло будущие корабельные виртуозы - П. Панов, П. Ерпылев, М. Климентьев и многие другие - усердно осваивали науку "резного и золотарного мастерства, расписывания комнат и живописного художества, лакировального искусства". В свою очередь, адмиралтейских художников и резчиков часто привлекали к отделке дворцовых сооружений. Их имена присутствуют в списках мастеров, занимавшихся отделкой Аничкова и Михайловского дворцов, резиденций Гатчины и Павловска.

Корабельный декор эпохи
позднего классицизма

Эти и другие мастера классического направления заложили основы нового понимания красоты интерьера и экстерьера, когда самостоятельную значимость приобретают пропорции, объемно-пространственное решение и большие открытые плоскости в сочетании с немногочисленными, но эффектными элементами декора.