background
Эксклюзивные модели кораблей

Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск

Модель фрегата "Берлин"

Модель-копия в M1:50. Общая длина - 650 мм. Сочетает черты русского дворцового и английского стилей - для лучшего обзора рангоута и палубы паруса на модели убраны. Изготовлена с применением ценных и редких пород дерева - ореха, горной груши, манилы, эбена (черное дерево). Имеет исключительно богатый резной декор кормы. Четырежды выигрывала первенство Беларуси среди стендовых моделей-копий.

Международные награды

Чемпионаты мира: 2 серебряные медали. Чемпионаты Европы: 1 золотая и 1 серебряная медали.

Описание модели

Фрегат отличался богатством декора, согласно обычаям тех лет. Корму корабля украшал герб города Берлина – черный медведь на белом поле, над которым красовалась красная с позолотой шапка курфюрста, отороченная мехом горностая.

Модель фрегата изготовлена из ценных и редких пород дерева. Штевни, перо руля, мачты, реи выполнены из горной груши; переборки, лафеты орудий, шпиль, помпа и некоторые предметы деталировки – из красного дерева. Якоря и фигура медведя на корме вырезаны из экзотического черного дерева (эбена). Особенно кропотливой работой являлось изготовление многочисленных элементов декора. Все они вырезаны из груши. Переднюю часть гальюна завершает резная фигура льва. Еще насыщеннее декор кормы корабля: по бортам – резные фигуры воинов, сверху – фигуры львов и замысловатые растительные узоры, которые венчает ажурный кормовой фонарь.

Подбор цвета ниток для витья такелажа осуществлялся исходя из требований копийности: стоячий такелаж (штаги, ванты и фордуны) в те времена тировался (натирался специальным составом на основе смолы) и поэтому был чёрного цвета. Бегучий же такелаж, служащий для подъема реев и парусов, их уборки, а также для управления ими, имел естественный цвет пеньки.

На кормовом флагштоке, мачтах, флагштоке бушприта корабль нес флаги с изображением герба Пруссии – красный орел на белом поле. Флаги, установленные на модели, полностью соответствуют своему реальному прототипу. Подробнее о модели...

Если Вам понравилась эта модель, проголосуйте за неё!..


Конструкция фрегата "Берлин"


Корпус фрегата "Берлин"

"Берлин" имел сплошную среднюю палубу. Под палубой у бака (в носовой части корабля) находился канатный ящик, посередине – камбуз, а также различные помещения для хранения корабельного имущества, провианта и бочек с водой. Под ними клали балласт, в основном камни.

Передняя наклонная мачта корабля – бушприт – несла вертикальную блинда-стеньгу и два прямых паруса. Под бушпритом находился княвдигед с носовой фигурой и гальюн. В носовой части средней палубы за фок-мачтой – это первая мачта от носа корабля – стоял большой битенг для крепления якорного каната; от битенга канат через люк шел вниз, в канатный ящик.


Фрегат "Берлин". Общий вид

Средняя, самая высокая мачта называлась грот-мачтой. За ней, ближе к корме корабля, располагалась бизань-мачта. За грот-мачтой находился большой шпиль, служивший для выборки якоря и поднятия грота-рея. Якорный канат непосредственно на шпиль не клали: его выбирали с помощью кабаляринга – петли из троса небольшой толщины, протянутой от носовой части судна и положенной на шпиль. К кабалярингу якорный канат прихватывали стропами, которые отдавали перед люком канатного ящика.

Между фок и грот- мачтами располагались орудия и грузовой люк. Перед грот-мачтой были установлены кнехты для крепления ходовых концов бегучего такелажа. У самой переборки находилась помпа.

Возвышение между грот-мачтой и бизань-мачтой называлось шканцами, а надстройка над ними – ют. Правом сидеть на шканцах или курить обладал только капитан. Здесь же находились ещё два четырёхфунтовых орудия. На шканцы выходили двери капитанской каюты, перед которыми располагались колдершток (рычаг, передававший усилие рулевого на руль корабля) и ящик с компасом, освещаемый с двух сторон масляными лампами.

На мачтах крепились горизонтальные рангоутные деревья – реи, к которым непосредственно пришнуровывались паруса. Нижние паруса имели название, совпадающее с названием соответствующей мачты – фок, грот, бизань. Вторые снизу прямые паруса назывались марселями, они находились над марсами – круглыми площадками, служившими для разноса стень-вант. Самые верхние паруса назывались брамселями.


Фотографии модели фрегата "Берлин"


1.Вид с кормы



2.Общий вид



3.Декор кормы



4.Марсовая площадка



5.Фрагмент палубы



6.Кормовая оконечность





7.Корабельные орудия



8.Вид сверху



9.Носовая фигура



10.И снова роскошная кормовая оконечность...

©Автор модели - Дмитрий Калмыков. При использовании фотографий с сайта ссылка на автора модели обязательна.


История фрегата "Берлин"

Фрегат "Берлин" относится к первым фрахтовым кораблям, пополнившим бранденбургский морской флот, создателем которого являлся Бенджамин Рауль. Новый корабль, построенный в 1674 году на верфях Зеландии (Нидерланды), имел длину 80 футов, максимальную ширину 22 фута, вооружение из 14 пушек и экипаж 70-100 человек. Во время военных действий на борт корабля дополнительно брали солдат.

После ввода в действие летом 1675 года фрегат "Берлин" под командованием голландского капитана Корнелиуса Реерса принял участие в многочисленных боевых кампаниях. Первой из них стало нападение в сентябре 1675 г. на шведскую крепость Карлсбург в устье Везера (на территории современного города Бремерхафена), а всего через пару месяцев фрегат начал охоту за французским пиратским судном "Royale de Dunquerque", которое преследовал по Нижней Эльбе до самого Гамбурга. Однако, опасаясь мести французских властей, мэрия города отказала Реерсу в выдаче пиратского корабля. За это Гамбург должен был выплатить курфюрсту компенсацию за ускользнувший трофей.

С середины мая 1676 г. корабль находился в Балтийском море и использовался в войне против Швеции. Уже 4 июня фрегаты "Берлин" и "Король Испании" вместе с галиотом "Cleve" одержали первую крупную победу, пленив к востоку от острова Рюген два шведских корабля – брандеры "Leoparden" (22 пушки) и четырехпушечный "Diederik". Вскоре после этого добычей фрегата "Берлин" в коротком, но жестоком бою стал шведский военный галиот "Maria", курсировавшим между Швецией и Штральзундом. 2 августа 1677 г. капитан Реерс захватил очередной трофей – шведский военный 12-пушечный кораблm "Enhorn". В сентябре следующего года курфюрст использовал фрегат "Берлин" вместе с другими бранденбургскими и датскими кораблями для переброски своих войск (около 7 500 человек) с острова Пенемюнде на остров Рюген. В 1678 г. "Берлин" принял участие в осаде шведских городов Штральзунд (захвачен 25 октября) и Грейфсвальд (захвачен 16 ноября).

Летом 1679 г. для взыскания неуплаченных долгов общей суммой 150 000 талеров с города Гамбурга в Северное море отправились шесть военных кораблей курфюрста Фридриха Вильгельма I под общим командованием Бенджамина Рауля, в том числе и "Берлин". Их добычей стало несколько гамбургских торговых судов, которые были проданы с аукциона в Копенгагене. Бенджамин Рауль даже сделал попытку завладеть крупными и хорошо вооруженными конвойными судами Гамбурга – "Leopoldus Primus" и "Wappen von Hamburg", однако вольный ганзейский город предпочел, не дожидаясь развития событий, уплатить Бранденбургу 125 000 талеров.


Морской бой. Середина XVII века

Большие усилия приложил курфюрст, чтобы истребовать с Испании долг в 1,8 миллиона талеров. Для этой цели был снаряжена эскадра из пяти фрегатов под общим командованием К. К. Ван Беверна. Фрегатом "Берлин" командовал в этой кампании капитан Класс Сибрантц. Выйдя из Пиллау 14 августа 1680 года эскадра направилась на запад. 18 сентября 1680 г. отряд из пяти фрегатов, среди которых был и "Берлин", на рейде города Остенде захватил крупнейший испанский корабль "Carolus Secundus", груженный брабантскими кружевами и тонким полотном (только одна распродажа груза с аукциона принесла в казну курфюрста 100 000 талеров). Захват этого судна, вооруженного 50 пушками, произвел большую сенсацию. Отметим, что курфюрст никогда бы не пошел на это, если бы за его спиной не стоял мощный союзник - Франция. Трофейный корабль был включен в состав бранденбургского флота под названием "Markgraf von Brandenburg" и стал самым большим военным кораблем курфюрста Фридриха I.

Затем часть кораблей соединения под командованием К. Реерса, находившегося на фрегате "Kurprinz", отправилась к берегам Вест-Индии, и среди них – вновь фрегат "Берлин". В американских водах добычей флота курфюрста стали три испанских корабля. В мае 1681 года Реерс со своими 4 фрегатами вновь вошел в порт Пиллау.

20 ноября 1681 г. фрегат "Берлин" под командованием Реерса был направлен в Хоофден в помощь крейсировавшим там двум бранденбургским шнявам, которые вели действия против испанцев. Однако эта кампания вскоре была прекращена, а захваченных призов едва хватило на возмещение расходов на снаряжение судов и жалованье экипажей. Таким образом усилия курфюрста не увенчались успехом: с большим трудом удалось вернуть лишь часть огромного долга.

О дальнейшем использовании фрегата "Берлин" известно мало. С 1684 г. корабль базировался в гавани бранденбургской крепости Эмден. В конце 1687 г. в качестве судна бранденбургско-африканской торговой компании фрегат с несколько измененным именем "Город Берлин" отправился в экспедицию к западному берегу Африки. 7 января 1688 г. голландская Вест-Индская компания реквизировала его в Фиде (побережье Гвинеи) под предлогом, что вооружение фрегата в Голландии было незаконным. На этом завершается история фрегата "Берлин" как бранденбургского военного судна.



Copyright © 2002-2021 Эксклюзивные модели кораблей. Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск
Разработка и сопровождение сайта - И.Калмыкова