Модель линейного корабля "Ингерманланд"
- Подробности
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 3089
Модель-копия в M1:85.
Общая длина - 785 мм. Выполнена в английском стиле (без парусов), благодаря чему обеспечивается наилучший обзор рангоута и палубы. При изготовлении деталировки и резных украшений применялись редкие и ценные породы дерева.
Международные награды
ЧМ: 1 золотая медаль.
Описание модели
На чемпионате мира по стендовым моделям (Риека, Хорватия, 2021 г.) модель линкора «Ингерманланд» выставлялась в виде диорамы, показывающей достройку корабля у причальной стенки верфи, завоевала первое место и была удостоена золотой медали.
Цветовая палитра модели корабля решена за счет использования естественного тона различных сортов дерева. Для обшивки корпуса были взяты рейки балканского ореха, палуба изготовлена из клена, а переборки, мачты, бушприт и шлюпки – из горной груши. Штевни, княвдигед, перо руля и некоторые предметы деталировки выполнены из ореха. Материалом для рустерных решеток, лафетов орудий, трапов и шпиля послужила манила – тропическая порода дерева, обладающая высокой прочностью и мелким рисунком.
Особую сложность представляло изготовление многочисленных резных украшений. Все они сделаны из реликтового колхидского самшита, имеющего очень твердую древесину. Резьба на бортах корабля выполнялась фрагментами длиной по 25-20 мм при толщине пластинки самшита 0,8-0,9 мм. Для создания контрастного фона этого узора фальшборт модели был обшит рейками более темного ореха. Носовая скульптура представляет собой миниатюрную фигуру льва с тщательной проработкой. Декор кормы имеет центральную композицию, выполненную в классическом стиле. Якоря и орудия изготовлены из бронзы и патинированы. Остальные металлические детали сделаны из вороненой стали. Каждый орудийный лафет состоит более чем из 20 деталей. Сложность этой работы можно оценить по следующему факту – на ось лафета диаметром 0.8 мм насаживались колеса размером в 2,6-3 мм, которые фиксировались шпилькой диаметром всего 0,15 мм.
Если Вам понравилась эта модель, проголосуйте за неё!..
Конструкция линейного корабля "Ингерманланд"
Линейный корабль "Ингерманланд". Общий вид
Основные характеристики корабля
Длина наибольшая - 52 м, по ватерлинии - 46,6 м, по верхней палубе - 46,3 м, по гон-деку - 38 м. Ширина по мидель-шпангоуту - 12,5 м, по палубе - 12 м. Глубина трюма от днища до нижней палубы - 6 м. Высота мачт от поверхности воды - около 51 м. Вооружение - 24 орудия калибром 32 фунта, 24 - калибром 18 фунтов и 14 четырёхфунтовых пушек. Осадка порожним - 5,2 м, с полной загрузкой - 5,6 м.
«Ингерманланд» - 64-пушечный линейный корабль 3 ранга - представлял собой двухдечный (двухпалубный) корабль с полным корабельным парусным вооружением. Применительно к военным кораблям при определении их рангов, говоря о количестве палуб, считали только сплошные, идущие непрерывно от носа до кормы батарейные палубы с установленными на них тяжёлыми артиллерийскими орудиями. При этом число ярусов внутри корпуса всегда было большим. Так, под нижней орудийной палубой «Ингерманланда» находилась ещё одна, а местами и две палубы, на которых располагались крюйт-камера, канатные, парусные, продовольственные кладовые, матросские кубрики и прочие вспомогательные помещения.
Набор корпуса состоял из 52-х шпангоутов. По принятым в России британским конструктивным стандартам, обшивка кораблей такого класса выполнялась из досок шириной в 8 дюймов (203 мм) и длиной от 20 до 33 футов (6,1-10,4 м). Толщина досок обшивки колебалась в зависимости от участка корпуса и составляла от 2 дюймов в районе квартердека до 5 на днище, в поясе от ватерлинии до первой батарейной палубы (соответственно от 51 до 157 мм). На уровне палуб вертикальные ветви шпангоутов соединялись горизонтальными бимсами, на которые укладывался палубный настил. Вдоль бортов и в районе установки орудий настил был сплошным, а в средней части состоял из съёмных решётчатых люков (рустеров), служащих для вентиляции и освещения подпалубных помещений.
Линейный корабль "Ингерманланд". Главная палуба
На нижней палубе позади фок-мачты был установлен битенг якорного каната, а перед грот- и бизань-мачтами располагались ручные помпы для откачки воды из трюма. В кормовой части верхней палубы находились салон и адмиральская каюта. Над ними на квартердеке под ютом - штурманская.
На линейных кораблях Российского флота уже с самого начала XVIII века предусматривалось обязательное наличие четырёх больших становых основных якорей, один запасной в трюме, и до 8 (для самых больших 120-пушечных кораблей 1-го ранга) малых вспомогательных якорей (верпов, кошек). Становые якоря несколько различались по размеру и весу, хранились попарно на русленях фок-мачты и назывались в зависимости от своего места - плехт (самый большой), той, дагликс и бухт. Запасной якорь назывался шварт.
Рангоут на кораблях Российского флота изготавливался, как правило, из сосны, реже из лиственницы. Размерения всего рангоута определялись исходя из размеров грот-мачты.
Корабельный декор
Традиции начала XVIII века предусматривали украшение практически всех военных судов в сложившемся в ту пору стиле барокко. При этом пышность и богатство декора обычно соответствовали рангу корабля. Естественно, что «Ингерманланд», как предполагавшийся в будущем императорский флагман, был декорирован особенно роскошно. Для кораблей, не носивших имя конкретного «персонажа» - святого, героя или животного, наиболее характерной носовой фигурой в Петровские времена был геральдический лев. Именно он и обосновался на форштевне «Ингерманланда». Кронштейны якорных кат-балок были выполнены в виде резных тритонов, а их (балок) торцы закрыты львиными масками.
Тема боевых побед России отражена в скульптурном изображении военных трофеев в промежутках между орудийными портами шканцевых пушек. В центре гакаборта расположен круглый щит с монограммой Петра I, поддерживаемый снизу парой дельфинов, а сверху двумя крылатыми херувимами. По бокам от них скульптуры Амфитриты и Нептуна на двуглавых морских конях, а рядом на подобных конях скульптуры нимф. По углам эркеров - полноростовые скульптуры Надежды и Веры. Под нижним рядом окон, между парами русалок, держащих щиты с аллегорическими изображениями, герб Российской империи. Подзор также был обильно украшен скульптурными изображениями нимф, русалок и дельфинов.
Растительный орнамент шёл вдоль наружной поверхности фальшборта полубака, по балюстраде балкона кормовой галереи и под окнами боковых эркеров. Украшены орнаментами были и шпангоуты гальюна, наличники окон и дверей. Декор корабля явно очень понравился Петру – впоследствии на его основе царь заказал французскому резчику Николя Пино сделать оформление Петергофского павильона Эрмитаж.
Экипаж корабля
Полный штатный экипаж «Ингерманланда» составлял 470 человек. Большая часть его приходилась на матросов, входивших в орудийные расчёты. 32-фунтовую пушку обслуживали 12 человек, 18-фунтовую - 9 и 4-фунтовую - 3. Итого 273 человека. Кроме того на половину каждой палубы и шканцы приходилось по одному-два офицера. Остальные матросы занимались обслуживанием парусов. В среднем для корабля такого класса для парусов фок-мачты необходимо было 25 человек, грот-мачты - 27, бизань-мачты - 15, и до 15 человек работали на бушприте. Кроме того около 30 наименее опытных матросов выделялись на шкафут для переноски боеприпасов, других грузов и для оказания экстренной помощи в необходимых случаях. Строго расписана была и роль каждого матроса при манёврах корабля, постановке на якорь и спуске шлюпок.
Фотографии модели линейного корабля "Ингерманланд"
©Автор модели - Дмитрий Калмыков. При использовании фотографий с сайта ссылка на автора модели обязательна.
История линейного корабля "Ингерманланд"
Строительство
Линейный корабль «Ингерманланд» изначально проектировался и строился как будущий императорский флагман. Автором основной части проекта корабля стал сам Петр I, показав при этом себя прекрасным корабельным мастером. Киль корабля заложили на Санкт-Петербургском Адмиралтействе 30 октября (10 ноября) 1712 года в паре со вторым аналогичным кораблём, получившим название «Москва». 1 (12) мая 1715 года корпус корабля был спущен на воду и пришвартован у берега для дальнейшей оснастки.
Проект был столь удачен, что оставался актуальным ещё в течение 130 лет. Вплоть до 20-х годов XIX века при строительстве кораблей подобного класса использовались проработанные для «Ингерманланда» обводы подводной части и основные пропорции корпуса. На их основе в период с 1733 по 1774 год на верфях в С.-Петербурге и Архангельске была построена серия из 58 кораблей типа «Слава России» - самая большая серия линейных кораблей в Российском флоте. Кроме того, в эти годы с некоторыми незначительными усовершенствованиями с верфей сошли ещё пять кораблей, носивших это же имя. И если самый первый, петровский "Ингерманланд" был 64-пушечным, то следующие три несли по 66 орудий, а два последних имели уже по 74 пушки, причём это усиление, хотя и не сопровождавшееся существенным увеличением размеров корпуса, не шло в ущерб мореходности корабля.
Строительство первого «Ингерманланда» велось под руководством корабельного инженера Ричарда Козенца, которого Петр привез с собой из великого посольства, познакомившись с ним в Англии. В 1711 году Пётр перевёл Козенца на работу в Адмиралтейство Санкт-Петербурга, где его талант полностью раскрылся при строительстве флагмана императорского флота. Имя новому кораблю было дано в честь когда-то русских земель, расположенных в устье Невы, которые назывались Ингерманландией и которые Россия отвоевала у шведов в 1703 г.
Во время постройки в проект был внесен ряд новшеств: шпации - промежутки между шпангоутами - заполняли деревянными брусьями, объединявшими весь набор в одно целое и увеличивавшими общую прочность корпуса; фок- и грот-мачты конструктивно несли уже не по два, а по три прямых паруса. Ранее третий парус брамсель можно было поднять на дополнительной рее только благодаря английскому типу рангоута с удлинённой стеньгой и усиленными флагштоками. На "Ингерманланде" впервые были применены брам-стеньги.
1 мая 1715 г. "Ингерманланд" был торжественно спущен на воду и затем введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй он стал флагманским кораблем эскадры Петра I, лично возглавлявшего флот под псевдонимом вице-адмирала Петра Михайлова.
Служба
В 1716 г. в разгар Северной войны Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции. Для нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива вместе с высадкой объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. В ходе этой операции (июль 1716 г.) к берегам Дании подошла эскадра Балтийского флота с флагманом "Ингерманландом" в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с ещё несколькими кораблями, пришедшими из Архангельска, Российский флот, собравшийся в проливе Зунд под командованием Петра I, составил 22 боевые единицы. Затем к российскому отряду присоединились английская и голландская эскадры, а потом и датские корабли. Всего в объединенном русско-англо-датско-голландском флоте насчитывалось около 70 кораблей.
"Ингерманланд" в походе (реконструкция)
С 4 июня по 16 июля 1717 года, в качестве корабля авангарда в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф.М.Апраксина, “Ингерманланд” участвовал в крейсерстве у берегов Швеции и высадке десанта на остров Готланд. В июле-августе 1718 года во главе флота под штандартом Петра I крейсировал в Финском заливе.
В июне 1719 г. над "Ингерманландом" вновь был поднят императорский штандарт, и Петр опять повел эскадру к берегам Швеции. Этот поход оказался наиболее успешным. Российский флот одержал ряд побед в столкновениях со шведскими кораблями и высадил несколько десантов на побережье с указанием: мирное население «не грабить и ничем не досаждать, но внушать, что мы воюем для того, что сенат их не склонен к миру». В июне-августе 1719 года линкор с флотом крейсировал у полуострова Гангут, прикрывая переход гребного галерного флота, доставлявшего на борту десантные партии к берегам Швеции. Приблизившись к шведской столице на три километра, российская эскадра легла в крейсерство, а с наступлением осени закончила операцию и ушла на зимовку в Ревель, после чего вернулась в Кронштадт.
В июне 1721 г. «Ингерманланд» снова в качестве флагмана Петра I с отрядом кораблей перешел из Кронштадта в Ревель, после чего ходил из Ревеля в залив Рогервик, принимая участие в маневрах флота. В итоге успешных действий на море 30 августа 1721 г. Великая Северная война закончилась подписанием Ништадтского мирного договора, и 5 сентября «Ингерманланд» возвратился в родную гавань Кронштадта.
В июне-августе 1722 г. корабль в составе эскадры участвовал в практическом плавании в Финском заливе. В июне - октябре 1724 года он находился у мыса Красной Горки для практического обучения экипажей.
С 1725 года корабль в море не выходил. Хорошие эксплуатационные качества сделали "Ингерманланд" любимым кораблем Петра I. По окончании активной службы Петр I приказал хранить своего флагмана в гавани Кронштадта вечно для памяти, как образец потомкам. Уже после смерти Петра, в 1727 году корабль отремонтировали. Однако к 1738 г. корпус корабля прогнил, заполнился водой и сел на грунт. После 1739 года (точная дата неизвестна) знаменитый флагман был разобран с передачей вооружения на другие корабли.
Последние обновления
Войти
Copyright © 2002-2024 Эксклюзивные модели кораблей. Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск
Разработка и сопровождение сайта - И.Калмыкова