Модель брига "Меркурий"
- Подробности
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 10462
Модель-копия в M1:75. Общая длина - 490 мм. Выполнена в английском стиле (без парусов), благодаря чему обеспечивается наилучший обзор рангоута и палубы. При изготовлении деталировки и резных украшений кормы применялись редкие и ценные породы дерева: горная груша, эбен, манила.
Международные награды
Чемпионаты мира: 2 золотые и 1 серебряная медали. Чемпионаты Европы: 1 золотая и 1 серебряная медали.
Описание модели
Для точной имитации окраски корабля использовалась древесина кoнтрастных цветов, что определило ярко выраженную "графичность" модели. Штевни, перо руля, мачты, реи выполнены из горной груши; рустерные решетки, ростры, лафеты орудий, кнехты, шпиль, помпа и некоторые предметы деталировки – из манилы (разновидность красного дерева). Якоря и планширь изготовлены из эбена (черного дерева).
Резные украшения сделаны из груши теплого оранжеватого тона. Переднюю часть гальюна, над форштевнем, венчает резной бюст бога и покровителя торговли – Меркурия. Декор кормы имеет центральную композицию, выполненную в классическом стиле.
Стволы 3-фунтовых орудий и карронад выточены из бронзы и патинированы. Материалом для остальных металлических деталей послужила вороненая сталь.
Стоячий такелаж (к нему относятся штаги, ванты, фордуны) тировался (натирался специальным составом на основе смолы) и поэтому был чёрного цвета. Бегучий же такелаж, служивший для подъема реев и парусов, их уборки, а также для управления парусами, имел естественный цвет пеньки. Эти особенности корабельных снастей учтены при проводке такелажа модели.
На корме бриг нес Андреевский флаг, а позднее – вторым из русских кораблей – памятный Георгиевский флаг с изображением Георгия-Победоносца. На флагштоке бушприта поднимался гюйс.
Если Вам понравилась эта модель, проголосуйте за неё!..
Конструкция брига "Меркурий"
Бриг "Меркурий". Общий вид
В конструкции корпуса и парусном вооружении “Меркурия” были учтены самые свежие технические изыски того времени, а отделка выполнена из ценных и редких пород дерева – тика и крымского дуба. Бриг отличался подчеркнутой строгостью линий, изящным декором, и главное – отличными мореходными качествами. Экипаж брига составлял 110 человек. Судно имело длину по палубе 30,9 м и ширину 9,7 м при водоизмещении 390 тонн. Вооружение состояло из 18 24-фунтовых карронад и двух 3-фунтовых пушек.
Бриг "Меркурий" имел сплошные палубы – среднюю и верхнюю. Под средней палубой у бака (носовой части корабля) размещался канатный ящик, посередине – камбуз, а также различные помещения для хранения корабельного имущества, провианта и бочек с водой. Под ними находился балласт, в основном камни.
Бриг "Меркурий". Вид сверху
Передняя наклонная мачта корабля – бушприт – несла паруса. Под бушпритом находился княвдигед с носовой фигурой и гальюн.
В носовой части средней палубы за фок-мачтой – это первая мачта от носа корабля – стоял большой битенг, мощная балка для крепления якорного каната; от битенга канат через люк шел вниз, в канатный ящик. Между мачтами на палубе располагались рустерные решетки, служащие для вентиляции нижней палубы, и ростры – подставка для шлюпки и запасного рангоута. Перед мачтами были установлены кнехты для крепления ходовых концов бегучего такелажа.
За высокой грот-мачтой находились две помпы и большой шпиль, служивший для выборки якоря и поднятия грота-рея.
Сразу за шпилем располагался тамбур, защищавший трап на нижнюю палубу от морских волн. За трапом был световой люк кают-кампании. В корме, за световым люком, находился штурвал, усилия от которого передавались через систему блоков на румпель руля.
На мачтах крепились горизонтальные рангоутные деревья – реи, к которым непосредственно пришнуровывались паруса. Нижние паруса имели название совпадающее с названием соответствующей мачты – фок, грот. Вторые снизу прямые паруса назывались марселями, они находились над марсами – площадками, служившими для разноса вант. Самые верхние паруса назывались брамселями и бом-брамселями, их ставили лишь тогда, когда ветер почти стихал.
Фотографии модели брига "Меркурий"
©Автор модели - Дмитрий Калмыков. При использовании фотографий с сайта ссылка на автора модели обязательна.
История брига "Меркурий"
Бриг “Меркурий” заложили на верфи в Севастополе 28 января 1819 г. Строили корабль более года и спустили на воду 7 мая 1820 г. Корабельный мастер полковник И.Я.Осминин задумал “Меркурий” как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, новое судно имело малую осадку и было дополнительно оснащено веслами, что повышало его маневренность.
В конце русско-турецкой войны 1828-1829 гг. три русских корабля – фрегат “Штандарт” под командованием капитан-лейтенанта П.Я.Сахновского и бриги “Орфей” и “Меркурий” получили приказ крейсеровать у выхода из пролива Босфор. Командиром “Меркурия” в то время являлся капитан-лейтенант А.И.Казарский. 12(24) мая 1829 года корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору. На рассвете 14 мая, в 13 милях от пролива, марсовый матрос Анисим Арехов увидел вдали, у самой кромки горизонта, белое облачко парусов турецкой эскадры, в количестве 14 судов шедшей от берегов Анатолии. Сахновскому было необходимо оценить, с какими силами на этот раз вышел в море капудан-паша. Подойдя ближе и сосчитав турецкие вымпелы, русские корабли повернули назад.
Однако разведчики были замечены турками и неприятельская эскадра устремилась в погоню. Через некоторое время “Штандарт” и “Орфей”, шедшие курсом бейдевинд на норд-вест, заметно вырвались вперед. “Меркурий”, сменивший бейдевинд на галфвинд, начал отходить в сторону, поставив турок в тупик – за кем устроить погоню. Не долго думая, капудан-паша приказал эскадре лечь в галфвинд. “Меркурий” остался один на один с вражескими кораблями. Его судьба целиком и полностью зависела от ветра. При сильном ветре он мог легко развивать скорость, но, когда ветер стихал, бриг тяжелел, становился трудно управляемым.
На это раз погода была на стороне неприятеля. Ветер заметно стихал, а к полудню едва полоскал паруса. Не помогли и весла, которыми пришлось воспользоваться. Лучшие турецкие ходоки – 110-пушечный “Селимие” под флагом капудан-паши и 74-пушечный “Реал-бей” под флагом младшего флагмана – постепенно нагоняли “Меркурий”. Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят либо утопят строптивый русский бриг. Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Наступило то время, когда ветер, столкнувшись с потоками испарявшейся воды, поднимается вверх. Однако не прошло и получаса, как ветер посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию, приняв основную нагрузку на брам-стеньги, чего не мог сделать более низкий бриг.
Шансы на спасение у “Меркурия” были ничтожны – 184 пушки против 20, даже не принимая в расчет калибры орудий – и почти не оставляли надежды на благополучный исход неизбежного уже боя.
В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных орудий. После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. По давней воинской традиции первым имел привелегию высказать младший по чину. “Нам не уйти от неприятеля, – сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. Прокофьев. – Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его”. Предложение Прокофьева единодушно поддержали все офицеры. Заряженный пистолет положили на шпиль. Последнему оставшемуся в живых офицеру надлежало выстрелом из пистолета взорвать крюйт-камеру (пороховой погреб).
Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями.
Картина И.К.Айвазовского, 1892 г.
Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры, заступил на пост у флаг-фала часовой и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в кормовые порты, был открыт ответный огонь по неприятелю. Спасти бриг могли только искусство маневра и меткость канониров.
Настоящий бой начался, когда “Селимие” попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось уклониться. Далее, в течение получаса “Меркурий”, используя весла и ловко маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями. Но потом был поставлен между обоими кораблями.
Густой рой ядер, книпелей и брандскугелей полетел в “Меркурий”. На требование “сдаваться и убирать паруса” бриг отвечал залпами карронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут – вот “ахиллесова пята” даже таких гигантов, как эти многопушечные великаны. Наконец, метко пущенные ядра “Меркурия” перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу “Селимие”, что совершенно нарушило рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. “Реал-бей” настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. “Меркурий” упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фор-марса-рея турецкого корабля. Падая, рей увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили “Реал-бей” возможности продолжать преследование и в половине шестого он прекратил бой.
Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, “Штандарт” и “Орфей”, посчитав “Меркурий” погибшим, приспустили свои флаги в знак траура по нему. Пока израненный бриг приближался к Сизополю (сейчас это Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой А.И.Казарский подсчитывал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 – в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 – в такелаже!
На следующий день, 15 мая “Меркурий” присоединился к флоту, который, извещенный “Штандартом”, в 14 часов 30 минут вышел в море в полном составе навстречу герою.
Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. Картина И.К.Айвазовского, 1848 г.
Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля “Реал-бей” отметил: “Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига “Меркурий”.
Экипаж героического брига был щедро награжден. А.И.Казарский и И.П.Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры – ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы – знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымпел.
“Меркурий” прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение “о разборке его по совершенной ветхости”. Однако, имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название “Память Меркурия”: в 1865 г. – корвет, а в 1883 и 1907 гг. – крейсера.
Последние обновления
Войти
Copyright © 2002-2024 Эксклюзивные модели кораблей. Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск
Разработка и сопровождение сайта - И.Калмыкова