Корабельная миниатюра: русский стиль
- Подробности
- Автор: Ирина Калмыкова
- Просмотров: 3388
Немногие знают, что отечественное модельное мастерство имеет интересную многовековую историю. Так с чего же все начиналось? Кто из славян стоял у истоков этого вида искусства, предугадал его успех, определил его развитие на годы, а, быть может, на десятки и даже сотни лет? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к далекому прошлому...
...К концу XVII столетия в процветающей Европе судомоделизм формируется как отдельное художественное направление, а талантливо выполненная модель считается изысканным предметом искусства. В Европе, но, увы, пока не в России! В 1698 году Петр I посещает острова туманного Альбиона дабы получить уроки судостроения от адмирала Кармартена, опытного моряка, обладавшего ко всему богатыми теоретическими знаниями в области корабельной науки. Но, помимо солидного интеллектуального багажа, российский монарх увозит на родину роскошный и неожиданный дар Вильгельма III Оранского - модель английского корабля "Ройял Соверейн" ("Великолепный властелин"). Сегодня эта уникальная модель (см. фото выше) находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Существует легенда относительно того, при каких обстоятельствах был сделан этот поистине бесценный подарок. Во время одного из посещений Петром I лондонского королевского дворца по желанию королевы Марии художник Г.Кнеллер, ученик великого Рембрандта, тайно сделал зарисовки для исполнения парадного портрета молодого русского царя. Это было сделано вопреки желанию Петра Алексеевича, и чтобы как-то задобрить его, Вильгельм III и преподнес царю модель еще находившегося на стапеле "Ройял Соверейн".
Не исключено, что именно это событие подтолкнуло русского царя к самоличному созданию моделей кораблей. Без преувеличения можно сказать, что Петр Великий вошел в историю не только как выдающийся государственный деятель и талантливый кораблестроитель, но и как первый русский судомоделист. Именно его руками в 1698 г., по приезде царя из Англии, была изготовлена старейшая российская модель 30-пушечного фрегата, долгое время украшавшая зал Адмиралтейств-совета в Адмиралтействе и переданная в Морской Музеум в 1867 г. До 1849 г. модель находилась в кабинете царя в Петербургской Академии наук, где чувствовала себя отнюдь не одиноко, так как Петр Великий был ко всему еще и изрядным коллекционером. Бок о бок с фрегатом стояли модель 88-пушечного корабля "Святой Андрей", английский "Ройял Соверейн" и другие копии парусных судов.
На фото представлена модель-миниатюра корабля "Император Петр Великий". М1:240. Мастер - И.Егоров. 1834-1837 гг.
Итак, Вы уже знаете, что рождение русской судомодельной школы самым тесным образом связано с именем Петра Великого. Но как же формировалась ее индивидуальность? Постройка первых русских моделей, как и заграничных, была обусловлена прежде всего необходимостью проверки инженерных расчетов и проведения натурных испытаний. Именно благодаря предварительному макетированию парусные корабли, построенные на петровских верфях, ни в чем не уступали иностранным. Они имели совершенные обводы корпуса, обладали высокими мореходными и маневренными качествами. Чтобы достичь этого известным корабельным мастерам и инженерам волей-неволей приходилось становиться ко всему еще и умелыми моделистами. Многие из моделей того времени показывали судно в разрезе и (или) со снятыми досками обшивки, исчерпывающе копийно демонстрируя внутреннее устройство корабля, его архитектуру, компоновку вплоть до мельчайших подробностей. Так постепенно формировался "адмиралтейский" стиль в моделизме - стиль точного воспроизведения корабля-оригинала.
Реформы, проходившие на флоте в начале XIX в., коснулись и основанной Петром I в 1709 г. Модель-камеры. Ее, объединенную с Морской библиотекой, преобразовали в Морской Музеум и подчинили вновь созданному Адмиралтейскому Департаменту. 16 октября 1805 г. на должность помощника директора Морского Музеума и смотрителя Модель-камеры назначают талантливого русского морского офицера Александра Яковлевича Глотова. В лице А. Я. Глотова Музеум приобрел истинного энтузиаста музейного дела, большого знатока морской практики и истории флота. Одной из причин назначения Глотова явилось его юношеское увлечение судомоделизмом. Постепенно совершенствуясь в этом искусстве, требующем не только терпения и мастерства, но и знания морского дела, он добился значительных успехов. При поступлении в Музеум А. Я. Глотов представил, по мнению современников, замечательно сделанную модель 44-пушечного фрегата с парусным вооружением. Эту модель в 1807 г. по решению Адмиралтейского Департамента преподнесли императору Александру I. Некоторое время она находилась в Зимнем дворце, органично дополняя его роскошный интерьер, но, к сожалению, до наших дней не сохранилась.
На фото выше - фрагмент модели с частично снятыми досками обшивки.
Неудивительно, что организованная при Музеуме мастерская, предназначенная для пополнения его моделями вновь построенных кораблей, сразу же стала использоваться для изготовления презентов членам царской фамилии.
Руководя модельной частью Морского Музеума, А. Я. Глотов оставил неизгладимый след в истории российского судомоделизма. Благодаря ему стал складываться стиль русской художественной модели, под коим подразумевается, как и в произведениях прикладного искусства, относительное единство материалов, средств и приемов художественного выражения.
...21 декабря 1818 г. Музеуму передали три неоконченные работы: 44-пушечный фрегат "Меркуриус", 20-пушечный бриг "Олимп" и 12-пушечную яхту "Нева". Эти модели, предназначавшиеся великому князю Николаю Павловичу, будущему императору, были заложены в главном Адмиралтействе под руководством помощника корабельного мастера Федора Поркау. Он их начал выполнять по старой методе, отработанной в XVIII в., с полным набором шпангоутов, наружной обшивкой из отдельных дощечек и палуб, настланных на штатные бимсы. Несмотря на использование для моделей ценных пород дерева, таких как грушевое, красное и черное, Поркау предполагал окрашивать их в штатные для кораблей того времени цвета.
Глотов же пошел по другому пути. В отчете о работе мастерской (1820 г.) он писал: "Модели строятся мною совсем другим образом, нежели было предложено их делать. Например, для показа отличной работы во избежание красок я кладу того самого цвету дерево в каждом месте, как обыкновенно снаружи и внутри красятся такого рода суда". В действительности в стилевом решении моделей он пошел дальше. Не всю гамму цветов могло передать отполированное дерево. Поэтому для изготовления деталей рангоута, таких, как марсы, салинги и некоторые блоки, красившиеся в натуре в белый цвет, а также для резного декора кораблей Глотов стал применять слоновую кость, для стволов же орудий и других деталей из металла - его разные оттенки.
На фото - модель корабля, для которой вместо окраски использованы сорта дерева контрастных цветов.
Время изготовления этих моделей совпало с расцветом в России позднего русского классицизма первой половины XIX в., так называемого стиля ампир (дворцового стиля), отличавшегося строгостью и четкостью линий. В орнаменталистике ампирного декора преобладала военная арматура, а также венки и гирлянды из ветвей аканта, дуба и лавра, получившие наибольшее распространение после Отечественной войны 1812-1814 гг. как символы победы русского оружия. В прикладном искусстве этого периода и, в частности, в мебели, стала проявляться тенденция применения чистых пород ценного дерева такого, как черное, ореховое и карельской березы. Часто отдельные декоративные детали выполнялись из золоченной бронзы и кости.
Присущие стилю ампир особенности явно чувствуются и в моделях, выполненных под руководством Глотова. Были основательно пересмотрены традиционные способы постройки моделей и, в первую очередь, было решено отказаться от окраски, заменив ее применением разнородных, но сочетающихся натуральных материалов для большей выразительности модели и получения большего художественного эффекта. Стиль русской художественной модели, основоположником которого является А. Я. Глотов, просуществовал в русском судомоделизме как ведущий несколько десятилетий. Его отголоски наблюдаются и сегодня - в работах наших современников.
Литература:
1. Глотов А. Я. Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля./ Под ред. В. Г. Крайнюкова. Автор предисловия - А. Л. Ларионов. Санкт-Петербург, 1994.
2. Раздолгин А. А., Фатеев М. А. На румбах морской славы. Ленинград, Судостроение, 1988.
© 2002 Ирина Калмыкова
Последние обновления
Войти
Copyright © 2002-2024 Эксклюзивные модели кораблей. Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск
Разработка и сопровождение сайта - И.Калмыкова