Модель парусника: варианты исполнения
- Подробности
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 6753
В представлении непосвящённого человека модель парусного корабля должна обязательно иметь паруса, наполненные ветром. Но зачастую законченная модель парусника может быть не только без парусов, но и даже без рангоута (мачт, реев), а то и вовсе без обшивки корпуса или палубы. И при этом представлять подлинный шедевр искусства...
Вопрос о том, "что такое хорошо и что такое плохо?" в модельном мастерстве, как строить, а как нет, терзает уже не одно поколение моих коллег. И действительно, трудно однозначно ответить на него. Ясно одно: хорошо - значит, качественно и эстетично. При этом каждый вариант постройки модели имеет право на жизнь и по-своему оправдан: нужно лишь определиться в своих потребностях и эстетических пристрастиях. Поэтому я хотел бы предложить вашему вниманию небольшой путеводитель по разновидностям исполнения парусных моделей. Эта классификация парусников, возможно несколько вольная и весьма далекая от канонов NAVIGA, не предназначена для глаз судомоделистов-профессионалов.
Мои соображения будут полезны дизайнерам, коллекционерам, начинающим моделистам, просто ценителям красоты, словом, тем людям, кто выбирает, заказывает или строит модель парусника не для спортивных состязаний, а для украшения помещения, эксклюзивного подарка или ради собственного удовольствия. Но сразу оговорюсь, что речь о дешевых поделках в этой статье не пойдет. Ведь нас с вами в первую очередь интересуют настольные модели реальных парусных судов - этакие "живые летописи", исполненные в дереве и металле, дабы воссоздать исторически точную и технически верную копию корабля, бороздившего морские просторы много веков назад.
Рангоутная модель "Святой Николай" с полным
парусным вооружением. Автор - Ю. Казило
Итак, первое место в нашей классификации занимают рангоутные модели парусников с полностью поставленными парусами. Именно такой большинству окружающих, хоть раз слышавших о предмете нашего разговора, представляется модель старинного парусного корабля. Рангоутные модели раскрывают всю полноту и функциональность парусного судна, одновременно представляя собой захватывающее романтическое зрелище. Однако для того, чтобы сделать модель "живой" под всеми парусами от моделиста требуются большой опыт и умение.
Паруса подчеркивают силуэт корабля, поэтому такие модели, в зависимости от размера, хорошо подойдут для украшения гостиной либо удобно обоснуются на камине в рабочем кабинете. Этот стиль рекомендуется, в первую очередь, для кораблей с косым парусным вооружением - яхт, шхун, галер. Но к обилию парусов стоит относиться с некоторой осторожностью. Паруса на многих моделях с полной парусной оснасткой (линейные корабли, фрегаты, клиперы, барки и пр.) зачастую не украшают корабль, а закрывают рангоут и палубы. За "занавесом" парусины трудно рассмотреть искусно проработанную деталировку. Перестают играть на восприятие ценные породы дерева, подстаренный металл. А вместе с этим ускользает очарование модельной работы, уходит высокая эстетика…
Модель корабля "Цесаревич" с частично
поставленными парусами. Автор - С. Постыкин
Поэтому на таких моделях нижние паруса (грот, фок и нижний блинд) убирают или, по крайней мере, берут на гитовы для того, чтобы дать лучший обзор тех деталей, которые расположены на верхней палубе корабля. Во многих случаях достаточно поставить лишь марсели и брамсели - в целом работа от этого только выиграет. Отмечу, что модели с частично поставленными парусами более популярны у коллекционеров, нежели с полным парусным вооружением.
У настоящих же ценителей парусников в фаворе английский стиль, подразумевающий изготовление модели без парусов. В этом случае моделям кораблей присущ свой особый шарм, который создается благодаря цельному восприятию работы, филигранной отделке мачт и реев, и запутанному, опять же, по мнению непосвященного человека, хитросплетению нитей бегучего и стоячего такелажа. Замечу, что таких моделей большинство и на чемпионатах NAVIGA.
Фрегат "Берлин". Английский стиль.
Автор - Д. Калмыков
А теперь о размерах корабля и их целесообразности. Модели больших габаритов, выполненные в английском стиле, великолепно украсят любую гостиную или холл. Модели средних размеров придадут неповторимый шарм личному кабинету, а небольшие, изящно сделанные модели будут радовать ваш взгляд на письменном столе. В любом случае, модель должна располагаться так, чтобы можно было разглядеть не только плавные обводы корпуса, но и деталировку на палубе. Если же корабль имеет богатый резной декор, то подставка или мебель, должны обеспечивать хороший обзор модели с трёх сторон.
Следующим критерием, по которому мы будем строить нашу классификацию моделей парусных кораблей, является тип корпуса. В этой категории имеется не меньше вариаций, нежели в предыдущей, и первое место по праву в ней занимают шпангоутные модели. Считается, что изначально данные модели строились как демонстрационные или проектные образцы, главной целью которых было продемонстрировать конструкцию корпуса и точное расположение киля, кильсона, шпангоутов, палубных бимсов, а также важных элементов декоративного убранства корабля и палубных деталей.
Шпангоутная модель шведского буера.
Автор - Д. Калмыков
"Виват красоте и разумности конструкции!" - так звучит девиз хорошей шпангоутной модели. Необходимо отметить, что шпангоутные модели не только выглядят сложными. Они на самом деле чрезвычайно сложны в постройке, и, не обладая обширными теоретическими знаниями в области корабельной архитектуры парусника, просто невозможно создать достойную шпангоутную модель. Для начинающего моделиста вероятность того, что подобная модель будет заброшена и никогда не сойдет со стапеля, очень велика. Зато если вам встретилась качественная модель такого типа, будьте уверены: ее делал настоящий мастер.
Адмиралтейские модели. Своим названием и появлением на свет этот тип моделей обязан одному историческому казусу. Начиная с XVI века постройка кораблей для британского военно-морского флота была полностью отдана на откуп частным подрядчикам, однако проект каждого нового корабля обязательно передавался для утверждения в Адмиралтейство. Вот тут-то и возникла заминка. Лорды Адмиралтейства, будучи аристократами, в большинстве своем не обладали инженерными знаниями и не могли читать чертежи, поэтому проекты строящихся кораблей решено было представлять им в виде моделей. Хотя часто в источниках по судомоделизму можно встретить упоминание об адмиралтейских моделях, истинно адмиралтейскими можно считать только английские модели семнадцатого-восемнадцатого веков, число которых в различных музеях мира и частных коллекциях составляет чуть больше 400.
А если зрить в корень? Подлинно отличительной чертой любой адмиралтейской модели служит своеобразный стиль постройки корпуса. Последний, по сути, является стилизованной разновидностью корпуса уже рассмотренной нами шпангоутной модели. Визуально корпус состоит из сплошных слоев и слоев с проемами, открывающими мельчайшие подробности внутреннего устройства судна. Как ни крути, а довольно-таки наукоемкий артефакт получается…
Модель корабля "Алерт" на стапеле
с частично снятой обшивкой
Именно благодаря своей "техничности" и сложности, шпангоутные и адмиралтейские модели органично вписываются в интерьер рабочего кабинета или библиотеки, выполненных в английском стиле (с богатой отделкой деревом и роскошной мебелью). Добавят колорита элементы морской тематики, деревянный глобус, гравюры, старинные карты, чертежи, картины маринистов.
Корпусные или безрангоутные модели. Само название таких моделей полностью их характеризует. Это законченные модели с наружной обшивкой корпуса, всеми полагающимися элементами и деталями, украшениями и орнаментами, иногда с орудиями, иногда без, но без рангоута и такелажа. Искусно выполненные корпусные модели не проигрывают по привлекательности и зрелищности моделям, несущим мачты и паруса, а зачастую и превосходят их благодаря стилевой лаконичности и правильно расставленным эстетическим акцентам. Такие модели исполняются, как правило, в натуральном цвете дерева, с использованием его ценных и редких пород. Можно назвать несколько причин, по которым сегодняшние моделисты останавливают свой выбор на безрангоутных моделях. Во-первых, это отсутствие опыта и необходимых знаний для грамотной установки мачт и такелажа. Во-вторых, как бы это ни звучало банально, неудобство транспортировки и отсутствие достаточного места для размещения готовой модели с полным набором мачт и такелажных снастей. В-третьих, при ограниченных габаритах модель без рангоута можно сделать в более крупном масштабе, более детально прорабатывая все элементы корпуса. Корпусное исполнение позволяет подчеркнуть изысканность и сложность резного декора, сосредоточить внимание на отдельных его элементах, и, наконец, помочь зрителю прочувствовать композицию в ее единстве. В таком стиле, к слову, работает большинство мастеров из Ассоциации музейных моделистов Франции.
Корпусная модель "Аврора". Франция.
Ассоциация музейных моделистов
Блок-модели, в большинстве своем, являясь разновидностью корпусных моделей, показывают конструкцию корабля в упрощенном виде. При этом корпус блок-модели обычно изготавливается из цельного куска дерева, которому приданы обводы по теоретическим шпангоутам и ватерлиниям. Зачастую элементы набора, обшивка и наружные корпусные детали нарисованы на модели, причем некоторые из них являют собой великолепные образцы росписи. Несмотря на то, что подавляющее большинство блок-моделей являются безрангоутными, некоторые из них несут мачты и такелаж. С исторической точки зрения блок-модели если и не пришли на смену адмиралтейским моделям, то во всяком случае потеснили позиции последних начиная с конца XVIII века.
Особняком в модельном искусстве стоят так называемые полумодели. Они являются дальнейшим развитием корпусных моделей, представляя собой половину корпуса корабля по диаметральной плоскости, укрепленную на доске или пластине. Появление первых полумоделей, получивших широкое распространение в России при постройке петровского флота, датируется концом XVII - началом XVIII веков. Сегодняшние моделисты не особо жалуют своим вниманием полумодели, хотя последние и не лишены особой привлекательности. Одним из главных преимуществ таких моделей является возможность размещения их на стене, как обычной картины. Зачастую выполняется только корпус корабля, так как главная эстетическая ценность таких моделей - великолепные обводы корпуса. Такие модели могут органично вписаться практически в любой интерьер, их можно размещать в небольших холлах и даже в прихожих. Замечу, что редко, но встречаются полумодели с открытым разрезом по диаметральной плоскости, трудоемкость которых на порядок выше.
Старинная полумодель с открытым
разрезом. Эпоха Петра I
Итак, поставлена последняя точка в нашей типологии, которая ни в коей мере не претендует на полный охват существующих моделей, а тем более на догматичность. Ведь некоторым моделям, очевидно, могут быть присущи признаки как одной, так и другой группы, а в некоторых случаях, вообще невозможно отнести модель к какой-либо из групп.
Отдельно остановлюсь на такой "мелочи" как защитный футляр для модели. Эксклюзивная, тонко проработанная модель парусника с полным рангоутом и такелажем - весьма хрупкая вещь, причём главный враг модели - самая обыкновенная пыль. Многие не придают этому значения, но… одно неловкое движение, перепады температура и влажности, въедливая грязь, которую никак не вычистить - и через год-другой роскошный парусник представляет собой жалкое зрелище. Поэтому рекомендуется вместе с моделью заказывать футляр и подставку, гармонично сочетающиеся с интерьером помещения.
Футляр или защитный колпак может изготавливаться как из обычного стекла, так и из оргстекла. В любом случае он не должен быть громоздким и подавлять модель своей монументальностью или вычурностью. Главное требование для футляра - он, как оправа для роскошного бриллианта, не должен привлекать излишнего внимания ни своей роскошью, ни непритязательностью. Я рекомендую изготавливать колпак из оргстекла, которое не столь тяжело по весу, как силикатное, не разобьёт модель осколками при разрушении, да и само не разобьётся при лёгком ударе. Футляр, до одного метра в длину, технологически не сложно согнуть и склеить - в этом случае отсутствие громоздких ребер каркаса придаст футляру легкость и воздушность, а модель можно будет легко рассмотреть со всех сторон. Парусник должен надёжно крепиться к подставке, а подставка - к футляру.
Первое дело - создать произведение искусства, второе, не менее важное, - суметь его сохранить. И тогда модель парусника будет радовать вас и поражать ваших гостей долгие годы, не теряя своего первозданного великолепия.
***
Судомоделизм как явление многогранен: тут и спорт, и искусство, и история, и старинная техника постройки кораблей, находящая отражение в их моделях-копиях. Но какой бы ни была модель парусника - копией до последнего нагеля и рыма, либо моделью, созданной "по мотивам", ее автор преследует одну и ту же цель - воссоздать образ корабля, передать дух далекой эпохи. И лишь настоящему мастеру удается органично соединить в маленькой модели высокую эстетико-художественную ценность с исторической достоверностью и технической грамотностью. В противном случае модель парусника не трогает струн души, являясь лишь грубым слепком, поделкой, скрывающей подлинную красоту и изящество корабельной натуры.
© 2002 Дмитрий Калмыков
Последние обновления
Войти
Copyright © 2002-2024 Эксклюзивные модели кораблей. Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск
Разработка и сопровождение сайта - И.Калмыкова