Чемпионаты Беларуси-2025 по судомодельному спорту
- Подробности
- Обновлено: 26.05.2025 16:56
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 37
Чемпионат и первенство Республики Беларусь "Навигация-2025" в классах моделей "С" и "NS" (г.Минск, 12-15.06.2025)
Кубок Республики Беларусь "Рейс-2025" в классах моделей "NS" и "ECO" 1-ый этап (г.Минск, 24-25.05.2025)
Кубок Республики Беларусь "Золотая осень-2025" в классах моделей "NS" и "ECO" 2-ой этап (г.Минск, 20-21.09.2025)
Чемпионаты Беларуси-2024 по судомодельному спорту
- Подробности
- Обновлено: 29.08.2024 15:25
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 1088
Чемпионат и первенство Республики Беларусь "Навигация-2024" в классах моделей "С" и "NS" (г.Минск, 14-16.06.2024)
14-16 июня 2024г. в Минске прошли большие старты – чемпионат и первенство Республики Беларусь по судомодельному спорту “Навигация-2024” в классах стендовых моделей “C” и радиоуправляемых моделей-копий “NS”. В соревнованиях приняли участие около 150 моделей из Минска и столичного региона, Брестской, Гродненской и Витебской областей. В залах чемпионата (место проведения – Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДОСААФ) и на воде состязались как известные спортсмены, так и как моделисты-юниоры.
Среди стендовых классов наиболее представительными по количеству участников и уровню работ оказались С-2 (модели с механическим приводом), С-6A (модели из пластиковых наборов в масштабе до 1:500) и С-7А (модели из бумажных наборов в масштабе до 1:250).
Одновременно, буквально в шаговой доступности, на Комсомольском озере соревновались радиоуправляемые модели-копии. Несмотря на переменчивую погоду, график стартов оставался плотным и не позволял участникам расслабиться. Особенно напряженная спортивная борьба развернулась в классах F-2А и F-4А. Впервые в Минске в программу соревнований был включен класс моделей с паровым двигателем F-DS.
В рамках чемпионата состоялись и состязания в категории радиоуправляемых парусных моделей “NSS”. Это сравнительно молодое для Беларуси направление в судомоделизме, которое развивается в СДЮСТШ по водным видам спорта ДОСААФ под руководством тренера Ермакова Ю.В.
“Навигация-2024” не только стала главным событием спортивного сезона для стендовиков и копиистов, но и открыла для зрителей множество новых достойных моделей, дебютировавших на этих стартах.
Кубок Республики Беларусь "Минская весна-2024" в классах стендовых моделей "С" и в классах радиоуправляемых яхт "RG65", "F5-E" (г.Минск, 12-14.04.2024)
♦ Протокол результатов соревнований
Первыми соревнованиями сезона-2024 стал Кубок Беларуси “Минская весна”, прошедший с 12 по 14 апреля в белорусской столице. В этом году “Минская весна” объединила спортсменов в различных категориях судомоделей – как в стендовых (“C”), так и в ходовых классах (радиоуправляемые яхты “RG65”, “F5-E”), сделав состязания более зрелищными и массовыми.
Участники одновременно состязались на двух площадках – в Центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДОСААФ и на Комсомольском озере. 68 спортсменов из разных уголков Беларуси – среди них как начинающие юниоры, так и опытные мастера – представили на суд жюри в общей сложности 121 судомодель.
Замечу, что недавно появившиеся классы моделей растут и динамично развиваются. Если раньше моделисты-стендовики предпочитали создавать диорамы в классе С-3, то на этот раз преобладали модельные композиции в С-6 и С-7. Впрочем, этот спортивный сезон отметился новыми яркими работами в большинстве стендовых классов. Наиболее серьезная конкуренция сложилась в классах С-2 (модели судов с механическим движителем), С-3 (разрезы и фрагменты). С-6 (модели из пластика) и С-7 (модели из бумажных наборов), где многие участники претендовали на максимальные баллы. Общий уровень работ в С-6А/B был особенно высок – 5 моделей заслуженно получили оценки более 95 баллов.
Итоги соревнований показали не только хороший общий уровень модельных работ, но и рост активности молодых спортсменов. А некоторым из них удалось подняться на высшие ступени спортивного пьедестала. Так, юниор Чирейчик Полина (г.Минск, тренер – Б.Д.Розин) с моделью шхуны “Балтазар” заняла 1-ое место в классе С-1 (модели парусных судов) в зачете среди взрослых.
Модель "Золотой яхты"
- Подробности
- Обновлено: 20.07.2024 07:59
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 8028
Модель-копия в M1:100. Общая длина - 293 мм. Выполнена в так называемом дворцовом стиле с применением экзотических и редких пород дерева. Модель имеет сложный резной декор, изготовленный из реликтового колхидского самшита, и множество миниатюрных деталей (в частности, размер носовой фигуры всадника составляет всего 10x14 мм).
Международные награды
Чемпионаты мира: 1 золотая и 3 серебряные медали. Чемпионат Европы: 1 золотая медаль.
Описание модели
Цветовая палитра модели яхты решена за счет использования естественного тона различных сортов ценных и редких пород дерева. Для обшивки корпуса брались рейки яблони, напиленные шириной 2 мм; палуба модели изготовлена из груши, а переборки и павильон – из сливы. Штевни, перо руля, мачта, реи и некоторые предметы деталировки выполнены из редкой горной груши. Особую сложность представляло изготовление многочисленных резных украшений. Все они сделаны из реликтового колхидского самшита, имеющего очень прочную древесину. Резьба на бортах яхты выполнялась фрагментами длиной по 15-20 мм при толщине пластинки самшита всего 0.5 мм. Фальшборт модели обшит рейками красного сандала, создающими контрастный насыщенный фон для резного декора. Носовая скульптура модели представляет собой миниатюрную фигуру всадника на коне размером 10x14 мм.
Привальный брус на бортах модели, планширь, якоря и дымовая труба камбуза изготовлены из эбена (черного дерева). Пушки выточены из бронзы и патинированы. Каждый орудийный лафет состоит из 20 деталей. Сложность этой работы можно оценить по следующему факту – на ось лафета диаметром 0.8 мм насаживалось колесо размером в 2 мм, которое фиксировалось шпилькой диаметром всего 0.15 мм.
На светло-коричневом фоне транца белеет щит с красным бранденбургским орлом, окруженный пальмовыми листьями. Щит венчает шапка курфюрста. По обеим сторонам кормы располагаются женские фигуры, а верхняя часть кормовой надстройки украшена изящным прорезным узором, в центре которого расположен медальон с инициалами F.W. (Фридрих Вильгельм).
Если Вам понравилась эта модель, проголосуйте за неё!..
Фотографии модели "Золотой яхты"

1.Общий вид

2.Фрагмент резного декора борта

3.Кормовая оконечность

4.Кормовая раковина

5.Каюта

6.Вид с носа


7.Носовая оконечность

8.Носовая фигура

9.Фрагмент палубы

10.Декор кормовой надстройки

11.Декор кормы
©Автор модели - Дмитрий Калмыков. При использовании фотографий с сайта ссылка на автора модели обязательна.
История "Золотой яхты"
Этот корабль, построенный в 1678-1679 гг. известным мастером Г. Пеккельхерингом на верфях города Кольберга, имел несколько названий – “Большая яхта”, “Золотая яхта” или “Новая яхта”. Размеры яхты курфюрста были сравнительно небольшими – длина 70 футов (около 21 м), ширина 21 фут и осадка 5.5 фута. Тем не менее, этот парусник обладал хорошими мореходными качествами.
Яхта имела восемь пушечных портов и вооружалась восемью или шестью трехфунтовыми пушками. Экипаж яхты в мирное время составлял всего 12 человек, в военное время он увеличивался за счет канониров и солдат до 50 человек.
К сожалению, о судьбе “Золотой яхты” известно немного. С 1680 г. судно базируется в Пиллау, ежегодно участвуя во всевозможных парадах и смотрах флота курфюрста. В 1693 г. яхта совершает плавание в Амстердам, а в следующем году – достаточно трудный для такого корабля рейс из Эмдена в Лондон, доставив туда бранденбургского посла Т. фон Данкельмана.
С конца 90-х гг. до 1700 г. яхта находилась в Берлине, а затем ее вновь перевели в Эмден. Яхта жила обычной жизнью роскошного придворного судна – смотры флота, прогулки, парады... И только в 1721 г. этот великолепный корабль приходит в негодность, прослужив монархам Пруссии 42 года – рекордный для парусного судна срок.
Дошло до нашего времени и изображение “Золотой яхты”. На картине “Флот великого курфюрста”, написанной Фершеером в 1684 г., в центре большой флотилии находится знаменитая яхта.
Модель линейного корабля "Ингерманланд"
- Подробности
- Обновлено: 01.06.2025 13:11
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 4404
Модель-копия в M1:85.
Общая длина - 785 мм. Выполнена в английском стиле (без парусов), благодаря чему обеспечивается наилучший обзор рангоута и палубы. При изготовлении деталировки и резных украшений применялись редкие и ценные породы дерева.
Международные награды
ЧМ: 1 золотая медаль.
Описание модели
На чемпионате мира по стендовым моделям (Риека, Хорватия, 2021 г.) модель линкора «Ингерманланд» выставлялась в виде диорамы, показывающей достройку корабля у причальной стенки верфи, завоевала первое место и была удостоена золотой медали.
Цветовая палитра модели корабля решена за счет использования естественного тона различных сортов дерева. Для обшивки корпуса были взяты рейки балканского ореха, палуба изготовлена из клена, а переборки, мачты, бушприт и шлюпки – из горной груши. Штевни, княвдигед, перо руля и некоторые предметы деталировки выполнены из ореха. Материалом для рустерных решеток, лафетов орудий, трапов и шпиля послужила манила – тропическая порода дерева, обладающая высокой прочностью и мелким рисунком.
Особую сложность представляло изготовление многочисленных резных украшений. Все они сделаны из реликтового колхидского самшита, имеющего очень твердую древесину. Резьба на бортах корабля выполнялась фрагментами длиной по 25-20 мм при толщине пластинки самшита 0,8-0,9 мм. Для создания контрастного фона этого узора фальшборт модели был обшит рейками более темного ореха. Носовая скульптура представляет собой миниатюрную фигуру льва с тщательной проработкой. Декор кормы имеет центральную композицию, выполненную в классическом стиле. Якоря и орудия изготовлены из бронзы и патинированы. Остальные металлические детали сделаны из вороненой стали. Каждый орудийный лафет состоит более чем из 20 деталей. Сложность этой работы можно оценить по следующему факту – на ось лафета диаметром 0.8 мм насаживались колеса размером в 2,6-3 мм, которые фиксировались шпилькой диаметром всего 0,15 мм.
Если Вам понравилась эта модель, проголосуйте за неё!..
Конструкция линейного корабля "Ингерманланд"
Линейный корабль "Ингерманланд". Общий вид
Основные характеристики корабля
Длина наибольшая - 52 м, по ватерлинии - 46,6 м, по верхней палубе - 46,3 м, по гон-деку - 38 м. Ширина по мидель-шпангоуту - 12,5 м, по палубе - 12 м. Глубина трюма от днища до нижней палубы - 6 м. Высота мачт от поверхности воды - около 51 м. Вооружение - 24 орудия калибром 32 фунта, 24 - калибром 18 фунтов и 14 четырёхфунтовых пушек. Осадка порожним - 5,2 м, с полной загрузкой - 5,6 м.
«Ингерманланд» - 64-пушечный линейный корабль 3 ранга - представлял собой двухдечный (двухпалубный) корабль с полным корабельным парусным вооружением. Применительно к военным кораблям при определении их рангов, говоря о количестве палуб, считали только сплошные, идущие непрерывно от носа до кормы батарейные палубы с установленными на них тяжёлыми артиллерийскими орудиями. При этом число ярусов внутри корпуса всегда было большим. Так, под нижней орудийной палубой «Ингерманланда» находилась ещё одна, а местами и две палубы, на которых располагались крюйт-камера, канатные, парусные, продовольственные кладовые, матросские кубрики и прочие вспомогательные помещения.
Набор корпуса состоял из 52-х шпангоутов. По принятым в России британским конструктивным стандартам, обшивка кораблей такого класса выполнялась из досок шириной в 8 дюймов (203 мм) и длиной от 20 до 33 футов (6,1-10,4 м). Толщина досок обшивки колебалась в зависимости от участка корпуса и составляла от 2 дюймов в районе квартердека до 5 на днище, в поясе от ватерлинии до первой батарейной палубы (соответственно от 51 до 157 мм). На уровне палуб вертикальные ветви шпангоутов соединялись горизонтальными бимсами, на которые укладывался палубный настил. Вдоль бортов и в районе установки орудий настил был сплошным, а в средней части состоял из съёмных решётчатых люков (рустеров), служащих для вентиляции и освещения подпалубных помещений.
Линейный корабль "Ингерманланд". Главная палуба
На нижней палубе позади фок-мачты был установлен битенг якорного каната, а перед грот- и бизань-мачтами располагались ручные помпы для откачки воды из трюма. В кормовой части верхней палубы находились салон и адмиральская каюта. Над ними на квартердеке под ютом - штурманская.
На линейных кораблях Российского флота уже с самого начала XVIII века предусматривалось обязательное наличие четырёх больших становых основных якорей, один запасной в трюме, и до 8 (для самых больших 120-пушечных кораблей 1-го ранга) малых вспомогательных якорей (верпов, кошек). Становые якоря несколько различались по размеру и весу, хранились попарно на русленях фок-мачты и назывались в зависимости от своего места - плехт (самый большой), той, дагликс и бухт. Запасной якорь назывался шварт.
Рангоут на кораблях Российского флота изготавливался, как правило, из сосны, реже из лиственницы. Размерения всего рангоута определялись исходя из размеров грот-мачты.
Корабельный декор
Традиции начала XVIII века предусматривали украшение практически всех военных судов в сложившемся в ту пору стиле барокко. При этом пышность и богатство декора обычно соответствовали рангу корабля. Естественно, что «Ингерманланд», как предполагавшийся в будущем императорский флагман, был декорирован особенно роскошно. Для кораблей, не носивших имя конкретного «персонажа» - святого, героя или животного, наиболее характерной носовой фигурой в Петровские времена был геральдический лев. Именно он и обосновался на форштевне «Ингерманланда». Кронштейны якорных кат-балок были выполнены в виде резных тритонов, а их (балок) торцы закрыты львиными масками.
Тема боевых побед России отражена в скульптурном изображении военных трофеев в промежутках между орудийными портами шканцевых пушек. В центре гакаборта расположен круглый щит с монограммой Петра I, поддерживаемый снизу парой дельфинов, а сверху двумя крылатыми херувимами. По бокам от них скульптуры Амфитриты и Нептуна на двуглавых морских конях, а рядом на подобных конях скульптуры нимф. По углам эркеров - полноростовые скульптуры Надежды и Веры. Под нижним рядом окон, между парами русалок, держащих щиты с аллегорическими изображениями, герб Российской империи. Подзор также был обильно украшен скульптурными изображениями нимф, русалок и дельфинов.
Растительный орнамент шёл вдоль наружной поверхности фальшборта полубака, по балюстраде балкона кормовой галереи и под окнами боковых эркеров. Украшены орнаментами были и шпангоуты гальюна, наличники окон и дверей. Декор корабля явно очень понравился Петру – впоследствии на его основе царь заказал французскому резчику Николя Пино сделать оформление Петергофского павильона Эрмитаж.
Экипаж корабля
Полный штатный экипаж «Ингерманланда» составлял 470 человек. Большая часть его приходилась на матросов, входивших в орудийные расчёты. 32-фунтовую пушку обслуживали 12 человек, 18-фунтовую - 9 и 4-фунтовую - 3. Итого 273 человека. Кроме того на половину каждой палубы и шканцы приходилось по одному-два офицера. Остальные матросы занимались обслуживанием парусов. В среднем для корабля такого класса для парусов фок-мачты необходимо было 25 человек, грот-мачты - 27, бизань-мачты - 15, и до 15 человек работали на бушприте. Кроме того около 30 наименее опытных матросов выделялись на шкафут для переноски боеприпасов, других грузов и для оказания экстренной помощи в необходимых случаях. Строго расписана была и роль каждого матроса при манёврах корабля, постановке на якорь и спуске шлюпок.
Фотографии модели линейного корабля "Ингерманланд"


1.Носовая оконечность

2.Вид с кормы

3.Декор кормы


4.Кормовая оконечность


6.Бортовой декор

7.Общий вид









8.Диорама верфи - достройка корабля на воде
©Автор модели - Дмитрий Калмыков. При использовании фотографий с сайта ссылка на автора модели обязательна.
История линейного корабля "Ингерманланд"
Строительство
Линейный корабль «Ингерманланд» изначально проектировался и строился как будущий императорский флагман. Автором основной части проекта корабля стал сам Петр I, показав при этом себя прекрасным корабельным мастером. Киль корабля заложили на Санкт-Петербургском Адмиралтействе 30 октября (10 ноября) 1712 года в паре со вторым аналогичным кораблём, получившим название «Москва». 1 (12) мая 1715 года корпус корабля был спущен на воду и пришвартован у берега для дальнейшей оснастки.
Проект был столь удачен, что оставался актуальным ещё в течение 130 лет. Вплоть до 20-х годов XIX века при строительстве кораблей подобного класса использовались проработанные для «Ингерманланда» обводы подводной части и основные пропорции корпуса. На их основе в период с 1733 по 1774 год на верфях в С.-Петербурге и Архангельске была построена серия из 58 кораблей типа «Слава России» - самая большая серия линейных кораблей в Российском флоте. Кроме того, в эти годы с некоторыми незначительными усовершенствованиями с верфей сошли ещё пять кораблей, носивших это же имя. И если самый первый, петровский "Ингерманланд" был 64-пушечным, то следующие три несли по 66 орудий, а два последних имели уже по 74 пушки, причём это усиление, хотя и не сопровождавшееся существенным увеличением размеров корпуса, не шло в ущерб мореходности корабля.
Строительство первого «Ингерманланда» велось под руководством корабельного инженера Ричарда Козенца, которого Петр привез с собой из великого посольства, познакомившись с ним в Англии. В 1711 году Пётр перевёл Козенца на работу в Адмиралтейство Санкт-Петербурга, где его талант полностью раскрылся при строительстве флагмана императорского флота. Имя новому кораблю было дано в честь когда-то русских земель, расположенных в устье Невы, которые назывались Ингерманландией и которые Россия отвоевала у шведов в 1703 г.
Во время постройки в проект был внесен ряд новшеств: шпации - промежутки между шпангоутами - заполняли деревянными брусьями, объединявшими весь набор в одно целое и увеличивавшими общую прочность корпуса; фок- и грот-мачты конструктивно несли уже не по два, а по три прямых паруса. Ранее третий парус брамсель можно было поднять на дополнительной рее только благодаря английскому типу рангоута с удлинённой стеньгой и усиленными флагштоками. На "Ингерманланде" впервые были применены брам-стеньги.
1 мая 1715 г. "Ингерманланд" был торжественно спущен на воду и затем введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй он стал флагманским кораблем эскадры Петра I, лично возглавлявшего флот под псевдонимом вице-адмирала Петра Михайлова.
Служба
В 1716 г. в разгар Северной войны Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции. Для нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива вместе с высадкой объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. В ходе этой операции (июль 1716 г.) к берегам Дании подошла эскадра Балтийского флота с флагманом "Ингерманландом" в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с ещё несколькими кораблями, пришедшими из Архангельска, Российский флот, собравшийся в проливе Зунд под командованием Петра I, составил 22 боевые единицы. Затем к российскому отряду присоединились английская и голландская эскадры, а потом и датские корабли. Всего в объединенном русско-англо-датско-голландском флоте насчитывалось около 70 кораблей.
"Ингерманланд" в походе (реконструкция)
С 4 июня по 16 июля 1717 года, в качестве корабля авангарда в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф.М.Апраксина, “Ингерманланд” участвовал в крейсерстве у берегов Швеции и высадке десанта на остров Готланд. В июле-августе 1718 года во главе флота под штандартом Петра I крейсировал в Финском заливе.
В июне 1719 г. над "Ингерманландом" вновь был поднят императорский штандарт, и Петр опять повел эскадру к берегам Швеции. Этот поход оказался наиболее успешным. Российский флот одержал ряд побед в столкновениях со шведскими кораблями и высадил несколько десантов на побережье с указанием: мирное население «не грабить и ничем не досаждать, но внушать, что мы воюем для того, что сенат их не склонен к миру». В июне-августе 1719 года линкор с флотом крейсировал у полуострова Гангут, прикрывая переход гребного галерного флота, доставлявшего на борту десантные партии к берегам Швеции. Приблизившись к шведской столице на три километра, российская эскадра легла в крейсерство, а с наступлением осени закончила операцию и ушла на зимовку в Ревель, после чего вернулась в Кронштадт.
В июне 1721 г. «Ингерманланд» снова в качестве флагмана Петра I с отрядом кораблей перешел из Кронштадта в Ревель, после чего ходил из Ревеля в залив Рогервик, принимая участие в маневрах флота. В итоге успешных действий на море 30 августа 1721 г. Великая Северная война закончилась подписанием Ништадтского мирного договора, и 5 сентября «Ингерманланд» возвратился в родную гавань Кронштадта.
В июне-августе 1722 г. корабль в составе эскадры участвовал в практическом плавании в Финском заливе. В июне - октябре 1724 года он находился у мыса Красной Горки для практического обучения экипажей.
С 1725 года корабль в море не выходил. Хорошие эксплуатационные качества сделали "Ингерманланд" любимым кораблем Петра I. По окончании активной службы Петр I приказал хранить своего флагмана в гавани Кронштадта вечно для памяти, как образец потомкам. Уже после смерти Петра, в 1727 году корабль отремонтировали. Однако к 1738 г. корпус корабля прогнил, заполнился водой и сел на грунт. После 1739 года (точная дата неизвестна) знаменитый флагман был разобран с передачей вооружения на другие корабли.
Модель фрегата "Берлин"
- Подробности
- Обновлено: 20.07.2024 07:59
- Автор: Дмитрий Калмыков
- Просмотров: 8271
Модель-копия в M1:50. Общая длина - 650 мм. Сочетает черты русского дворцового и английского стилей - для лучшего обзора рангоута и палубы паруса на модели убраны. Изготовлена с применением ценных и редких пород дерева - ореха, горной груши, манилы, эбена (черное дерево). Имеет исключительно богатый резной декор кормы. Четырежды выигрывала первенство Беларуси среди стендовых моделей-копий.
Международные награды
Чемпионаты мира: 2 серебряные медали. Чемпионаты Европы: 1 золотая и 1 серебряная медали.
Описание модели
Фрегат отличался богатством декора, согласно обычаям тех лет. Корму корабля украшал герб города Берлина – черный медведь на белом поле, над которым красовалась красная с позолотой шапка курфюрста, отороченная мехом горностая.
Модель фрегата изготовлена из ценных и редких пород дерева. Штевни, перо руля, мачты, реи выполнены из горной груши; переборки, лафеты орудий, шпиль, помпа и некоторые предметы деталировки – из красного дерева. Якоря и фигура медведя на корме вырезаны из экзотического черного дерева (эбена). Особенно кропотливой работой являлось изготовление многочисленных элементов декора. Все они вырезаны из груши. Переднюю часть гальюна завершает резная фигура льва. Еще насыщеннее декор кормы корабля: по бортам – резные фигуры воинов, сверху – фигуры львов и замысловатые растительные узоры, которые венчает ажурный кормовой фонарь.
Подбор цвета ниток для витья такелажа осуществлялся исходя из требований копийности: стоячий такелаж (штаги, ванты и фордуны) в те времена тировался (натирался специальным составом на основе смолы) и поэтому был чёрного цвета. Бегучий же такелаж, служащий для подъема реев и парусов, их уборки, а также для управления ими, имел естественный цвет пеньки.
На кормовом флагштоке, мачтах, флагштоке бушприта корабль нес флаги с изображением герба Пруссии – красный орел на белом поле. Флаги, установленные на модели, полностью соответствуют своему реальному прототипу. Подробнее о модели...
Если Вам понравилась эта модель, проголосуйте за неё!..
Конструкция фрегата "Берлин"
Корпус фрегата "Берлин"
"Берлин" имел сплошную среднюю палубу. Под палубой у бака (в носовой части корабля) находился канатный ящик, посередине – камбуз, а также различные помещения для хранения корабельного имущества, провианта и бочек с водой. Под ними клали балласт, в основном камни.
Передняя наклонная мачта корабля – бушприт – несла вертикальную блинда-стеньгу и два прямых паруса. Под бушпритом находился княвдигед с носовой фигурой и гальюн. В носовой части средней палубы за фок-мачтой – это первая мачта от носа корабля – стоял большой битенг для крепления якорного каната; от битенга канат через люк шел вниз, в канатный ящик.
Фрегат "Берлин". Общий вид
Средняя, самая высокая мачта называлась грот-мачтой. За ней, ближе к корме корабля, располагалась бизань-мачта. За грот-мачтой находился большой шпиль, служивший для выборки якоря и поднятия грота-рея. Якорный канат непосредственно на шпиль не клали: его выбирали с помощью кабаляринга – петли из троса небольшой толщины, протянутой от носовой части судна и положенной на шпиль. К кабалярингу якорный канат прихватывали стропами, которые отдавали перед люком канатного ящика.
Между фок и грот- мачтами располагались орудия и грузовой люк. Перед грот-мачтой были установлены кнехты для крепления ходовых концов бегучего такелажа. У самой переборки находилась помпа.
Возвышение между грот-мачтой и бизань-мачтой называлось шканцами, а надстройка над ними – ют. Правом сидеть на шканцах или курить обладал только капитан. Здесь же находились ещё два четырёхфунтовых орудия. На шканцы выходили двери капитанской каюты, перед которыми располагались колдершток (рычаг, передававший усилие рулевого на руль корабля) и ящик с компасом, освещаемый с двух сторон масляными лампами.
На мачтах крепились горизонтальные рангоутные деревья – реи, к которым непосредственно пришнуровывались паруса. Нижние паруса имели название, совпадающее с названием соответствующей мачты – фок, грот, бизань. Вторые снизу прямые паруса назывались марселями, они находились над марсами – круглыми площадками, служившими для разноса стень-вант. Самые верхние паруса назывались брамселями.
Фотографии модели фрегата "Берлин"

1.Вид с кормы

2.Общий вид

3.Декор кормы

4.Марсовая площадка

5.Фрагмент палубы

6.Кормовая оконечность


7.Корабельные орудия

8.Вид сверху

9.Носовая фигура

10.И снова роскошная кормовая оконечность...
©Автор модели - Дмитрий Калмыков. При использовании фотографий с сайта ссылка на автора модели обязательна.
История фрегата "Берлин"
Фрегат "Берлин" относится к первым фрахтовым кораблям, пополнившим бранденбургский морской флот, создателем которого являлся Бенджамин Рауль. Новый корабль, построенный в 1674 году на верфях Зеландии (Нидерланды), имел длину 80 футов, максимальную ширину 22 фута, вооружение из 14 пушек и экипаж 70-100 человек. Во время военных действий на борт корабля дополнительно брали солдат.
После ввода в действие летом 1675 года фрегат "Берлин" под командованием голландского капитана Корнелиуса Реерса принял участие в многочисленных боевых кампаниях. Первой из них стало нападение в сентябре 1675 г. на шведскую крепость Карлсбург в устье Везера (на территории современного города Бремерхафена), а всего через пару месяцев фрегат начал охоту за французским пиратским судном "Royale de Dunquerque", которое преследовал по Нижней Эльбе до самого Гамбурга. Однако, опасаясь мести французских властей, мэрия города отказала Реерсу в выдаче пиратского корабля. За это Гамбург должен был выплатить курфюрсту компенсацию за ускользнувший трофей.
С середины мая 1676 г. корабль находился в Балтийском море и использовался в войне против Швеции. Уже 4 июня фрегаты "Берлин" и "Король Испании" вместе с галиотом "Cleve" одержали первую крупную победу, пленив к востоку от острова Рюген два шведских корабля – брандеры "Leoparden" (22 пушки) и четырехпушечный "Diederik". Вскоре после этого добычей фрегата "Берлин" в коротком, но жестоком бою стал шведский военный галиот "Maria", курсировавшим между Швецией и Штральзундом. 2 августа 1677 г. капитан Реерс захватил очередной трофей – шведский военный 12-пушечный кораблm "Enhorn". В сентябре следующего года курфюрст использовал фрегат "Берлин" вместе с другими бранденбургскими и датскими кораблями для переброски своих войск (около 7 500 человек) с острова Пенемюнде на остров Рюген. В 1678 г. "Берлин" принял участие в осаде шведских городов Штральзунд (захвачен 25 октября) и Грейфсвальд (захвачен 16 ноября).
Летом 1679 г. для взыскания неуплаченных долгов общей суммой 150 000 талеров с города Гамбурга в Северное море отправились шесть военных кораблей курфюрста Фридриха Вильгельма I под общим командованием Бенджамина Рауля, в том числе и "Берлин". Их добычей стало несколько гамбургских торговых судов, которые были проданы с аукциона в Копенгагене. Бенджамин Рауль даже сделал попытку завладеть крупными и хорошо вооруженными конвойными судами Гамбурга – "Leopoldus Primus" и "Wappen von Hamburg", однако вольный ганзейский город предпочел, не дожидаясь развития событий, уплатить Бранденбургу 125 000 талеров.
Морской бой. Середина XVII века
Большие усилия приложил курфюрст, чтобы истребовать с Испании долг в 1,8 миллиона талеров. Для этой цели был снаряжена эскадра из пяти фрегатов под общим командованием К. К. Ван Беверна. Фрегатом "Берлин" командовал в этой кампании капитан Класс Сибрантц. Выйдя из Пиллау 14 августа 1680 года эскадра направилась на запад. 18 сентября 1680 г. отряд из пяти фрегатов, среди которых был и "Берлин", на рейде города Остенде захватил крупнейший испанский корабль "Carolus Secundus", груженный брабантскими кружевами и тонким полотном (только одна распродажа груза с аукциона принесла в казну курфюрста 100 000 талеров). Захват этого судна, вооруженного 50 пушками, произвел большую сенсацию. Отметим, что курфюрст никогда бы не пошел на это, если бы за его спиной не стоял мощный союзник - Франция. Трофейный корабль был включен в состав бранденбургского флота под названием "Markgraf von Brandenburg" и стал самым большим военным кораблем курфюрста Фридриха I.
Затем часть кораблей соединения под командованием К. Реерса, находившегося на фрегате "Kurprinz", отправилась к берегам Вест-Индии, и среди них – вновь фрегат "Берлин". В американских водах добычей флота курфюрста стали три испанских корабля. В мае 1681 года Реерс со своими 4 фрегатами вновь вошел в порт Пиллау.
20 ноября 1681 г. фрегат "Берлин" под командованием Реерса был направлен в Хоофден в помощь крейсировавшим там двум бранденбургским шнявам, которые вели действия против испанцев. Однако эта кампания вскоре была прекращена, а захваченных призов едва хватило на возмещение расходов на снаряжение судов и жалованье экипажей. Таким образом усилия курфюрста не увенчались успехом: с большим трудом удалось вернуть лишь часть огромного долга.
О дальнейшем использовании фрегата "Берлин" известно мало. С 1684 г. корабль базировался в гавани бранденбургской крепости Эмден. В конце 1687 г. в качестве судна бранденбургско-африканской торговой компании фрегат с несколько измененным именем "Город Берлин" отправился в экспедицию к западному берегу Африки. 7 января 1688 г. голландская Вест-Индская компания реквизировала его в Фиде (побережье Гвинеи) под предлогом, что вооружение фрегата в Голландии было незаконным. На этом завершается история фрегата "Берлин" как бранденбургского военного судна.
Последние обновления
Войти
Copyright © 2002-2025 Эксклюзивные модели кораблей. Персональный сайт Дмитрия Калмыкова, Минск
Разработка и сопровождение сайта - И.Калмыкова